Семинар по истории с Петером Люти (Воронеж)

6 - 13 июля 2018
С 6 по 13 июля на базе воронежской вальдорфской школы «Радуга» пройдет
очередной семинар по истории с педагогом из Швейцарии Петером Люти.

Петер Люти – преподаватель истории и литературы с 33-летним стажем. Изучал в
университете русский язык, литературу и восточно-европейскую историю. В дипломной
работе он исследовал идею и практику трудовой школы после революции 1917 г. С
вальдорфскими школами в Киеве, Днепропетровске и Иркутске связан постоянно с 1993 года.
На педагогических семинарах в этих городах он работал над человековедением, преподаванием
истории и историей для самих учителей. В настоящее время он преподает историю для
фермеров и журналистов в Швейцарии.

Основные темы:

Преподавание истории в вальдорфской школе. Сравнение исторического развития России и стран
Европы. Положение России в истории человечества. Углубление в одну эпоху истории России (в
широком смысле, если можно так сказать: не российская, а русская история, включая, особенно,
Украину). Понимание истории как основа вальдорфской школы. От личного отношения каждого
педагога к истории до конкретной подготовки эпох истории с 6-го по 11-й классы. Педагогическая
ценность истории России на уроках истории в 6.-11. классах русских вальдорфских школ.
Рудольф Штайнер часто напоминает о том, что вальдорфская педагогика создана для особенного
момента в истории человечества. Поэтому каждому педагогу в Вальдорфской школе необходимо
стремиться к пониманию истории в целом, а также необходимо понимать события, происходящие в
мире в настоящее время, чтобы сопровождать детей в современный мир. Антропософия предлагает
такой подход к загадкам истории, который соответствует пониманию Человека, пониманию, лежащему
в основе вальдорфской педагогики.

А какое жизненное значение может приобрести предмет истории с 6-го до 11-го класса для учеников?
Каким образом предмет истории сопровождает такой решающий этап развития ребёнка? Темы и
методики должны выбираться с этой точки зрения, а она отличается от общепринятых привычек. Нам
предстоит особенно тщательно обдумывать соотношения между всемирной историей и историей своей
страны в их педагогических значениях.

Примерное расписание семинара:

Время
6.30-7.00 Подъем, чай или 1 завтрак для желающих.
7.00-8.00 Ботмеровская гимнастика с Беловым Сергеем
8.00-9.00 Перерыв и 2-й завтрак для желающих.
9.00-10.30 Общий звук (5 мин.).

Общий антропософский подход к пониманию истории.
Доклад Р.Штайнера.

10.30-11.00 Перерыв
11.00-13.00 Работа с Петером Люти «История России в 6-11 классах вальдорфской школы»
13.00-15.00 Обед, отдых
15.00-17.00 Практика с Петером Люти: углубление в одну из эпох истории России.
17.00-18.00 История искусства с Козлуковой Людмилой.
18.00-19-00 Обзор дня
19.30-20.30 Ужин
20.30-21.30 Свободный обмен опытом учителей в проектной деятельности.

Количество мест ограничено. Ориентировочная стоимость 6000 рублей + питание (350 руб. в день).
Проживание возможно в школе (с собой иметь спальный мешок).

Заявки просьба отправить не позднее 31 мая. Конт. лицо – Утина Ирина, т. 89204153768, эл.почта-
uirwik@mail.ru

Сайт школы "Радуга" Воронеж
https://drugayashkola.ru/2018/v-iyule-seminar-po-istorii-s-pedagogom-iz-shvejcarii-peterom-lyuti/

Содержание и цель отдельных занятий по истории

1
Взгляды Рудольфа Штейнера на исторические события вокруг Вальдорфской школы
В Штуттгарте в 1919 г. Рудольф Штайнер поставил новую педагогику и её
осуществление посреди драматических событий мировой истории особенно, а не
только в политике. Создавая школу, он искал возможность принимать и сопровождать
новые поколения детей с новыми качествами в быстро и глубоко меняющемся мире. В
развитии Вальдорфской педагогики во всех странах этот исторический контекст задач
учителей часто выпадал из внимания родителей и даже самих учителей. Их интерес
ограничивался педагогикой. А поскольку мы будем заниматься на этом семинаре
историей как предметом, нам нельзя забывать о том, что наша педагогика сама
является историческим событием, частью мировой истории. Чтобы пробудить
внимание к тому, что происходит вокруг острова наших школ, мы будем начинать нашу
работу со взглядов Рудольфа Штайнера на происходящее в мире вокруг создающейся
Вальдорфской школы осенью 1919 г. Главным образом я выберу отрывки из лекций
Рудольфа Штайнера того времени, когда между его мыслями о педагогике и его
мыслями о современных и будущих событиях появилась тесная связь (1918 – 1920 гг.).
Важную роль в этих лекциях Рудольфа Штайнера играет общая полярность между
западом и востоком и конкретно – отношения между Россией и Европой.

2
История России в российских Вальдорфских школах
В прошлом году на семинаре мы следовали за главным потоком развития человечества
через четвёртую и пятую культурные эпохи и заметили, что о России в этом
международном учебном плане Вальдорфских школ почти не говорится. Зато появился
отдельный предмет «история России». А как выразить в этом предмете, о котором
Рудольф Штайнер ничего не сказал, суть нашей педагогики: в каждом возрасте
поддерживать внутренние шаги развития? Или есть ещё другие цели? Вообще
удовлетворяет ли такое разделение человечества? В этой части нашей работы мы
просмотрим историю России с точки зрения значения её этапов касательно этапов
развития наших учеников. Это возможно только в том случае, если мы сами снова
выясним наше индивидуальное отношение к истории России и осознаем, что
существует не только история России, а ещё и русский взгляд на историю. Душевно это
может быть не легко, но обязательно мы обратим наш взгляд и на Украину, на её
близость в одном историческом пространстве и на её особенность и
самостоятельность. Преподавать историю в Вальдорфских школах обеих стран очень
ответственно, показывая в Россиских школах ученикам Украину и в Украинских школах
ученикам Россию!

3
После вкусного обеда (надеемся, что не будет слишком жарко) мы приблизимся к
конкретным урокам в разных классах с шестого по одиннадцатый класс, в зависимости
от потребностей и пожеланий участников. Подбор материала для урока, искусство
рассказывания, постановка вопросов и заданий, построение нескольких уроков,
включая ночь между ними, использование картин, роль знаний и фантазии, научный и
художественный характер преподавания и т.д.