Перевод книги для классных учителей

04.05.2017
Перевод книги для классных учителей
Дорогие коллеги!

В этом учебном году по решению Собрания Ассоциации Вальдорфских Школ России был начат перевод сборника Хельмута Нойффера "Уроки классного учителя в вальдорфской школе". Мы договорились еще раз на последней встрече с представителями большинства школ - на Собрании Ассоциации 22-23 апреля 2017 г., - что все российские вальдорфские школы примут финансовое участие в осуществлении этого проекта.

Таким образом, напоминаю, что каждая школа, желающая иметь эту книгу, платит взнос 11 800 р. 

Деньги можно перечислить на банковскую карту СБ одного из сопредседателей Ассоциации.
Номер карты можно запросить через форму обратной связи.

Благодаря вкладу в указанном размере эта замечательная книга впервые станет доступна русскоязычному читателю и нашим педагогам в первую очередь. А получить её до определённой поры можно будет в электронном формате.

Ниже оглавление книги и предисловие.

С уважением, 
от Совета Ассоциации Вальдорфских Школ России,
Ирина Ханукова  irina.khanukova@mail.ru


СОДЕРЖАНИЕ

Напутственное слово  (Гюнтер Алтехаге)

Предисловие


 I. Обзор. Начало урока ...................................................................................................

ВАЛЬДОРФСКИЙ  УЧИТЕЛЬ (Эрнст Вайссерт)...............................................

ДЕТСКОЕ  РАЗВТИЕ как нисхождение в земной мир (Габриэла Бёттхер).....

ГИГИЕНА  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА (Вольфганг Шад)

ИДЕАЛЫ  ФРАНЦУЗСКОЙ  РЕВОЛЮЦИИ и формирование социальных навыков (Хартвиг Шиллер)......................................................................................

УТРЕННЕЕ  ИЗРЕЧЕНИЕ.  О ежедневном начале урока в Вальдорфской школе (Райнхарт Фидлер).......................................................................................

Утреннее изречение в Вальдорфской школе.

Простое ознакомление или навязывание доктрины? (Бенедиктус  Хардорп)-73

Укрепление жизненных сил посредством ритма.

О ритмическом компоненте на уроке (Габриела Бёттхер)-------------------80

II Учебный материал с учетом возрастных особенностей.

Учебный материал в Вальдорфской  школе с первого по восьмой  класс

(Штефан Кайзер/Ингрид фон Шмидт)------------------------------------------93

Пример для подражания.  Учебный материал для классного  учителя.

(Йоханна  Беренс)-----------------------------------------------------------------110

«Поучительный рассказ»  – нечто среднее между  сказкой и басней

(Инга Финкбайнер)-------------------------------------------------------------------------------121

«Поучительный рассказ».  Задания с первого по третий класс.

(Эрхард Фуке)---------------------------------------------------------------------138

Примеры образного урока в младших классах. 

Из материалов педагогической конференции  свободной Вальдорфской школы  города Кассель (Марианна Грaфф/Эрхард Фуке)------------------145

Рассказы о животных и басни. Учебный материал второго класса.

(Бенедикт Пихт)--------------------------------------------------------------------148

Легенды. Учебный материал второго класса (Бенедикт Пихт)--------------155

Ветхий завет как история культуры в девятом классе

(Мария Кристина Беннинг)--------------------------------------------------------162

 Северно-германская мифология и героические саги.

Помощь десятилетнему ребенку (Мария Кристина Беннинг)-----------166

Биографические рассказы как проводник во взрослую жизнь

(Кристоф Гёпферт)---------------------------------------------------------------169

Новые пути развития этнологии. Ее учебная функция.

 

III. Овладение навыками родного языка.

Учимся читать и  писать. Урок грамматики – поэтический элемент языка

Мальчик -с-пальчик. Пример урока письма в первом классе

(Зиглинда Фишер)-----------------------------------------------------------------191

О первом уроке чтения и письма

(Имгард  Хюрш)-------------------------------------------------------------------195

Правописание  - неприятное занятие? Размышления и  практические материалы.

(Эрика Дюнфорт)-----------------------------------------------------------------197

Образ человека в изучении родного языка (Мартин Титтманн)------------207

С чего начинается изучение родного языка в Вальдорфской школе

(Бенедикт Пихт)--------------------------------------------------------------------222

Прошлое, настоящее и будущее  как область переживаний. Урок родного языка в четвертом классе  (Герхард  Йодике)--------------------------------229

Пример урока грамматики в четвертом классе (Манфред фон Радеки) --238

Пассивный залог на уроке родного языка в пятом классе  (Мартин Титтманн)-----242

Суть склонения и его выражение на уроке родного языка (Мартин Титтман) ------250

Пример для урока грамматики.  Четыре падежа  (Гертруд Яспер)----------261

Построение предложения в шестом классе  (Йоханнес Гейер)--------------271

Нескучный  урок грамматики (Элизабет Кляйн)------------------------------277

Обновляем урок грамматики (Хайнц Циммерманн)------------------------283

Пример урока немецкого языка в начальной школе.  Стихи как школа ритма

( Эрхард Фуке)-----------------------------------------------------------------295

«Под звон колоколов» (Бенедиктус Хардорп)---------------------------302

«Столбы помоста врыты,  доски сбиты, и каждый ждет от нас невесть чего» («Фауст» Гете.  В переводе  Б. Пастернака).

 О театральной работе  в  Вальдорфской школе (Тобиас Рихтер)--------308

Бременские музыканты.  Веселая театральная постановка по сказке братьев

Гримм (Мартин Титтманн)-----------------------------------------------315

Упражнения для изучения родного языка в первом классе от Рудольфа Штайнера

(Хельмут фон Кюгельген)--------------------------------------------322

 

IV. Арифметика и математика

Самое большое  число в мире. Антропологическое изучение арифметики

(Ханс Харресс)------------------------------------------------------------327

Пример первого урока арифметики (Элизабет Кляйн)-------------333

С чего начать обучение арифметике (Йоханнес Гейер)-----------337

Дидактические материалы по арифметике в восьмилетней школе 

(Йоахим Хайн)----------------------------------------------------------------349

Простые магические квадраты, изготовленные самим учителем. Материалы для изучения арифметики в третьем классе (Тор Келлер)----------357

Кое-что об умножении: один  на один. Урок арифметики в четвертом классе

(Рудольф Трайхлер)-----------------------------------------------------361

Арифметика должна доставлять удовольствие. Материалы для классного учителя, обучающего письменному счету в начальной школе (Мартин Келлер)--------------364

Изучение дробей в Вальдорфской школе (Бенедикт Пихт)---------372

Первые дробные числа (Йоахим Хайн)---------------------------------378

Пример урока арифметики в пятом классе (Георг Хафманн)-------382

От численного до алгебраического счета  –  умножение  в скобках.

 (Арнольд Бернхард)-------------------------------------------------------384

Превращение суммы в произведение   (Арнольд  Бернхард)----------394

Знакомство с отрицательными числами. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (Эрнст Биндель)----------402

Арифметика, вплетенная в жизнь. Первые задачи с отрицательными числами-----412

Почему при умножении минус на минус дает плюс? Умножение и деление с положительными и отрицательными числами (Арнольд Бернхард)-----423

Извлечение квадратного корня на уроке (Карл Август Фауст)---------437

Проблема алгебраических устных задач  (Эрнст Биндель)-------------442

О  письменных заданиях (Вальтер Крауль)-----------------------------452

 

V. Урок геометрии

Первая эпоха геометрии (Хельмут Зембднер)------------------------463

Прямой угол. Рассказ об уроке геометрии  (Рудольф В. Лаури)-------476

О пропедевтической геометрии (Вальтер Крауль)-------------------------480

 

VI. Шаг к предметам: Окружающий мир и Естествознание  

Кризис у ребенка девяти лет. Начинающаяся идентификация с внешним миром

(Ханс Харресс)-----------------------------------------------------------489

Рубикон. Кризис ребенка девяти лет и его связь с эпохами, характерными для третьего класса (Йоханнес Дерген)------------------------------------496

Кирпич, строительный  раствор и цемент. Урок  «Окружающий мир»  в третьем классе (Хельмут Зембднер).-------------------------------------------502

О трех опорах  в конструкции дома (Хельмут фон Кюгельген)---------505

Основной мотив четвертого года обучения (Хельмут  Зембднер)-----509

Астрономия как  начало краеведения (Ханс Рутс)------------------------512

Роза ветров и картографическое изображение. Изучение краеведения в период перехода от девятого к десятому году жизни (Йоханнес Ветцель)---------------------519

Первый урок естествознания в Вальдорфской школе (Бенедикт Пихт)----528

Пример урока зоологии в четвертом классе (Ханс Рутц)----------------533

Драматическая сцена из зоологии (Элизабет Кляйн)-----------------------550

Первый урок ботаники в Вальдорфской школе-----------------------------557

Ботаника в стихах. Тетрадь эпохи в пятом классе (Ханс-Эберхард Шиллер)--------564

 

VII. Переживание времени и пространства.

История  - География

Предмет история в построении учебного плана (Йоханнес Таутц)--------573

Понимание истории и возрастные ступени (Кристоф Линденберг)-------577

Почему старая история?  Построение урока истории в вальдорфской школе

(Эрих Вайсманн)----------------------------------------------------------------------583

Задания на уроке истории в конце начальной школы (Эрхард Фуке)-----594

О возрасте открытий (Франц Штарк)-------------------------------------------602

Свобода - Равенство-Братство. Урок истории в начале подросткового возраста

(Йозеф Циммерманн)---------------------------------------------------------------620

Метод проведения урока истории. Пассивность или активность ученика?

(Кристоф Линденберг)-------------------------------------------------------------624

Борьба за справедливый социальный порядок. Обществоведение на младшей и средней возрастной ступенях, особенно на уроке истории с шестого по восьмой класс. (Кристоф Стегманн)--------------------------------------------633

Образование с помощью географии.  Возможности  недооцененного предмета

(Кристоф Гёпферт)---------------------------------------------------------------669

От краеведения к пониманию Центральной Европы. География в четвертом и пятом классах (Кристоф Гёпферт)--------------------------------------------683

От полюса к экватору. Живой лик Земли (Даниел Вирц)-------------------690

Первое изображение Земли.  Преподавание географии в шестом классе.

 (Кристоф Гёпферт)--------------------------------------------------------------694

Ландшафт и люди в других частях земли. Азия. География в седьмом классе

(Кристоф Гёпферт)--------------------------------------------------------------708

Земля и люди в Америке. География на пороге полового созревания.

(Кристоф Гёпферт)--------------------------------------------------------------717

Приобретаем место для проживания. Мысли о живой географии

(Йоханна  Беренс)--------------------------------------------------------------729

 

VIII. На пути к естественным наукам.

Геология  и Астрономия – Физика – Химия – Биология

Ребенок на одиннадцатом, двенадцатом году жизни. Дальнейшие шаги на пути к становлению сознания (Ханс Харресс)-------------------------------739

Переход к двенадцатому году жизни. (Магдалена Кифель)-------------745

Азы минералогии (Гизельхер Вульф)----------------------------------------755

Астрономия. Доклад. Примеры феноменологических методов исследования вместе с растущим пониманием. (Вальтер Крауль)----------------------768

Начальный этап обучения физике (Матильда Хойер/Ханс Ребманн)------779

О первом уроке физики (Тор Келлер)-------------------------------------------786

Свет и Тьма.  Пример урока физики в шестом классе (Тор Келлер)--------791

Тепло и Холод. Пример урока физики в средней школе (Вальтер Крауль)-797

О проведении экспериментов на начальном этапе обучения физике

(Вальтер Крауль)--------------------------------------------------------------------815

Cвойства магнита в средней школе (Вальтер Крауль)----------------------835

Эпоха физики в седьмом классе (Вальтер Крауль)--------------------------842

Для урока гидромеханики. Пример эпохи  физики в восьмом классе

(Тор Келлер)-------------------------------------------------------------------------852

Идеи для эпохи физики в восьмом классе. Письмо начинающей  классной учительнице (Вальтер Крауль).-------------------------------------------------857

Первое знакомство с химией. Схема чередования эпох

 (Хельмут фон Кюгелген)-------------------------------------------------------885

Пример из эпохи химии в седьмом классе (Эберхард Люттер)--------902

Обучение через делание. Педагогическая линия начального этапа

в обучении химии (Манфред фон Макенсен)------------------------------906

Размышление и понимание в химии?  Для преподавания химии, особенно в восьмом классе (Эрнст-Михаэль Краних)----------------------------------917

Питание и здоровье. Схема чередования эпох в седьмом классе (Тор Келлер)-----930

Об уроке антропологии в седьмом классе (Карл Эге)----------------------941

Биология в седьмом классе. Как мы получили первые знания технического свойства  о  горнодобывающей промышленности  (Хайнц Мюллер)------949

 

IX Живопись и рисование на главном уроке 

Живопись и рисование в Вальдорфской школе.

(Каролина фон Хейдебрандт)----------------------------------------------------957

Об уроке живописи в начальной школе  (Роберт Циммер)----------------962

Пример урока живописи в первом классе (Мартин Келлер)--------------972

Открытия, сделанные на уроке живописи (Хельмут фон Кюгельген)------978

Живописное и графическое изображение географических карт

 (Маргрит Юнеманн)------------------------------------------------------------------981

Рисование красками на уроке географии (Кристиан Бруммер)--------------986

Размышления о рисовании (Кристиан Бруммер)--------------------------------991

Рисование форм. Идеи и упражнения для обучения рисованию основных геометрических  форм (Эрнст Бюлер)--------------------------------------------998

 

Х. Особые педагогические проблемы

Обращение учителя к ученикам пятого класса (Ханс Харресс)-----------1019

Есть ли смысл в домашнем задании? (Тельза  Кардель)--------------------1024

Замещаем учителя в чужом классе (Эрнст Биндель)-------------------------1031

Подвижные игры - задача и проблема современного воспитания

(Рудольф Кишник) ------------------------------------------------------------------1034

 

XI Медико-психологические задания

Как нам быть с левшами? (Михаэла Глёклер)---------------------------1047

Как определить  темперамент ребенка  (Хельмут Эллер)--------------1055

Построение урока,  принимая во внимание четыре темперамента

(Петер Липпс)-------------------------------------------------------------------1075

Пробуждение моральных сил с учетом темперамента 

(Анна-София Бойерле)--------------------------------------------------------1091

 

XII. Аттестат и отзывы учителей

Достижения ребенка и оценка достижений в Вальдорфской школе

(Эрхард Фуке)-----------------------------------------------------------------------1103

Цензура и ее проблематика  (Буркхардт Гроссбах)-----------------------1108

Педагогическая задача  отзывов учителей   (Ханс Харресс)--------------1117

Вклад в формирование  отзывов учителей  (Кристиан Герблих)-----------1126

Отзывы учителей – важная встреча с учеником (Йоханнс Денгер)-------1131

Какое значение имеют отзывы учителей---------------------------------------1140

 

XIII Самовоспитание учителя

Воспитание и самовоспитание (Каролина фон Хейдебрандт)------------1147

Письмо начинающему учителю от его старшего коллеги

 (Георг Хартманн)------------------------------------------------------------------1151

О взглядах воспитателей (Санфред Херрманн)-----------------------------1157

Коллегия Свободных Вальдорфских школ как социальный орган восприятия---1162

Особые слова для воспитателя. Из докладов, сделанных  с 1919 по 1924 год

(Рудольф Штайнер)----------------------------------------------------------------1170

 

Приложение

Перечень статей и список использованной литературы --------------------1177

Алфавитный  указатель имен.


Напутственное слово

Классный учитель в Вальдорфской школе, который ведёт «эпохами» с первого по восьмой класс так называемый «главный урок», оказывается лицом к лицу с временны́м пространством – от трёх до четырёх недель, которое ему необходимо заполнить как педагогическим, так и учебным материалом. Каждый раз учителю приходится находить захватывающую идею для введения в эпоху, а также богатый и разнообразный материал к изучаемой теме.

Размышления над сущностью ребёнка, (для которых антропософское человековедение даёт обширный материал), побуждают учителя к поиску, вне зависимости от того, является он начинающим или же опытным педагогом. Но помимо того, в качестве тренировки, (особенно это касается начинающих учителей) рекомендуется поступать в соответствии со следующим высказыванием: «Искусство начинается с копирования великих мастеров». В данном контексте можно только порадоваться, что Хельмут Нойффер выпустил этот сборник статей.

Здесь вы увидите, как Вальдорфская педагогика реализуется на практике. В первую очередь в этих статьях представлен опыт школьных учителей, иногда – обобщающие выводы из наработанного материала, и реже – научные описания.

Лучшее в этих статьях – это энтузиазм, который они пробуждают, и который так необходим учителям в каждодневной работе. Что впоследствии приводит к возникновению подлинной профессиональной самобытности.

Штутгарт, июнь 1996
Для педагогического научно-исследовательского центра
при Союзе свободных Вальдорфских школ
Гюнтер Алтехаге

Предисловие

Классному учителю Вальдорфской школы при ежедневной подготовке к занятиям приходится часто принимать решения: как вести себя в классе, как наилучшим образом преподать выбранную тему урока с точки зрения Вальдорфской педагогики. И, зачастую, опытный коллега, к которому можно было бы обратиться за помощью, в нужный момент недоступен.

Мы сделали подборку статей из журнала «Искусство воспитания» (Erzihungskunst), чтобы помочь молодым коллегам или начинающим педагогам найти ориентиры. А разве классный учитель, который через восемь лет снова должен преподавать тот же самый материал, не является в каком-то смысле начинающим? Безусловно, и тем, кто уже прошёл проверку временем в Вальдорфской педагогике, эти статьи могут быть очень полезны. Они помогут сравнить собственный опыт с опытом наших предшественников и, кроме того, отыскать новые живые методы работы.

При составлении этого сборника статей, в который вошли избранные материалы из подборки журналов 1927÷1993 гг. стало очевидным, какие скрытые сокровища там хранятся – зрелые плоды непосредственного опыта преподавания Вальдорфских педагогов. Многое, однако, осталось вне нашего внимания, и, соответственно, может быть обнаружено при последующем поиске. При выборе статей мы не придавали особого значения новизне материала, наоборот, мы взяли многое из раннего периода Вальдорфской педагогики, чтобы увидеть, как преподаватели того времени, которые были непосредственно знакомы с Рудольфом Штайнером, понимали, воспринимали и применяли на практике основанные им методы.

Очевидно, что собранные в книге примеры проведения уроков могут спровоцировать бездумное копирование и желание пойти по уже проторенному пути. Однако только тот учитель сможет оставить глубокий след в жизни своих учеников, кто в живой и творческой манере сумеет преподать предложенный учебный материал, заложит в детские души плодородные и здоровые семена мудрости. К этому относится совет, который Рудольф Штайнер дал педагогам: «Наполняйте себя фантазией!» (Р. Штайнер «Ритуальные тексты праздников для свободного христианского религиозного обучения и собрание изречений для учеников и учителей Вальдорфской школы» – примечание переводчика).

Хельмут Нойффер

Ульм, май 1996