Решения собрания АВШР 14-15 октября 2017

24.10.2017
Решения собрания АВШР  14-15 октября 2017

Присутствовали представители 13 существующих школ и инициатив из 7 российских городов (Москва, Зеленоград, Жуковский, Калуга, Самара, Санкт-Петербург, Иркутск), а также зарождающаяся инициатива из города Чехов.


1.      Обзор ситуации в школах: кратко о состоянии дел и актуальных задачах каждой школы (инициативы)

Собрание было начато с обзора достижений Ассоциации и вальдорфского движения в целом за прошедший учебный год (см. файл «Итоги 2016-17 года»). Затем его продолжили школы.

 

2.      Продвижение вальдорфской педагогики в медиа и среди общественности в рамках различных форумов

Был рассмотрен принципиальный вопрос о необходимости продвижения, популяризации вальдорфской педагогики. Участники собрания сошлись во мнении, что эта тема является неоднозначной. Специфика вальдорфской педагогики, а также двоичная природа коммуникации требует различения в подходах к выбору информационных каналов и передаваемых по ним смыслов. Безусловно, вальдорфская педагогика нуждается в правдивой информации о себе (вспоминали православные форумы и другие источники, пытающиеся дискредитировать вальдорфское образование). При этом она может быть не для всех привлекательной, и это нормально. В любом случае необходимо направлять усилия на создание правдивого и привлекательного информационного фона. Что касается объёма коммуникаций, её каналов, здесь надо руководствоваться пониманием, что вальдорфская педагогика далеко не для всех, и инициативы могут самостоятельно определять необходимый объём рекламной или пиар-активности. Семьи, по-настоящему созревшие для восприятия и приятия вальдорфского образования, обязательно сами найдут выход на вальдорфские инициативы. Но у таких семей должна быть возможность найти качественную информацию о них, представленную в адекватном виде. Была также отмечена потребность в позитивном восприятии вальдорфского движения со стороны государства за счёт нашей медийной активности. И здесь эффективными являются точечные действия в виде участия вальдорфских экспертов, авторитетных педагогов и управленцев в различных образовательных, социальных и культурных форумах. Были приведены примеры такого участия.

Участники вспомнили об инициативе Родительского круга на собрании Ассоциации в апреле 2016 г. по организации медиа-центра вальдорфского движения, основной целью которого был бы сбор правдивой, актуальной, полезной информации о вальдорфских школах и данных людей, готовых давать интервью или комментарии на тему образования, плюс другие задачи. Тогда эта инициатива ограничилась созданием прототипа Гугл-календаря ключевых информационных поводов и единственным выпуском Вестника вальдорфских родителей. Первым шагом при формировании такого медиа-центра и хранилища данных должна быть встреча с учителями, которые могут определить содержание редакционной политики. Генераторов информации и информационных поводов надо искать именно из их числа, а родители могли бы отвечать за медиа-планирование и распространение информации.

 Решено сформировать рабочую группу (координатор – А.Чеботок) и к январю 2018 г. проинформировать членов Ассоциации о составе группы и первичном плане работы.

 

3.      Цели встречи с зампредом комитета Госдумы по образованию

  Работа с представителями органов власти для защиты интересов инициатив и педагогики в целом названа одной из важнейших задач Ассоциации. А.В.Колесниковой доверить координацию  отношений Ассоциации Вальдорфских школ с представителями гос.структур по образованию. Начать с местной власти (московского центра качества). Конкретные вопросы – про 12 класс и вальдорфские образовательные программы. Всем участникам предложено и впредь дополнять список актуальных вопросов и требований к власти.

 

4.      Проект Конференции для выпускников вальдорфских школ

    Обсудили пользу ретроспективного обзора выпускниками особенностей жизнедеятельности вальдорфских школ, отдельных аспектов её методологии. С.П.Ивашкину уточнить дату проведения в Самаре встречи (слёта) старшеклассников и выпускников вальдорфских школ (весенние или майские каникулы?). Сделать анонс через Информ.центр и в соц.сетях.

 

5.      ФГОСы: проект совместного создания программ средней школы

Программы начальной ступени - есть всё. Они соответствуют ФГОС! Это интеллектуальная собственность Ассоциации. Информационному центру разослать программы только действительным членам и тем, кто не действительный член, но участвовал в оплате проекта. Остальным школам предоставить возможность их приобрести, а авторам программ выплатить вознаграждение.

Продолжить работу по консолидированному созданию программ для 5-9 классов вальдорфских школ. А.Колесниковой лично до 10 ноября обзвонить тех, кто может написать программы:

Русский язык и литература – Ярославль Елена Сергеева;

Математика (Алгебра, Геометрия) – Самара Дмитрий Щербатенко;

Биология-Химия – школа 1060 Елена Строганова и Ярославль;

История-обществознание – уже есть написанная с точки зрения вальдорфского содержания программа Евгения Холякова (требует проработки с точки зрения требований ФГОС);

Физика – Самара Галина Щербатенко и «Путь зерна» Ольга Ковалева;

География – Смоленск Владимир Пегов;

Английский язык – уже есть программа Воронежской школы, но нужна ее экспертиза с т.зр. ФГОС);

Немецкий язык – Зеленоград Ирина Василевская и «Росток»;

Технология: ремесло – «Центр Искусства воспитания» Ю.Васильев, рукоделие – Иркутск И. Шендерова; 

ИЗО – Самара Елена Ивашкина;

Музыка – школа 1060;

Информатика – Иркутск А.Гуттентог;

Эвритмия (на 3-й час физ-ры) – «Путь зерна» и Катя из 1060;

Физкультура – Д.Милаков и В.Пегов;

Искать потенциальных авторов программ по ОБЖ, ОРКСЭ, МХК. А.Колесниковой состыковать всех, кто согласится создать программы, с Леной Сидоровой, которая будет приводить рецензировать программы и приводить к единообразию. Требования к программам (два файла), разосланные 02.10.2017 через информационный центр Ассоциации, продублировать с предложением создать к каждой программе Пояснительную записку и указать межпредметные задания.

А.Колесниковой к апрельскому собранию отследить стадии готовности всех программ.

 

6.      Развитие внутренних коммуникаций, медиа-ресурсов Ассоциации

Вальдорфским инициативам полезно общаться друг с другом, координировать действия, рассказывать о своей жизни и делах не только на собраниях Ассоциации или в ходе других очных встреч. Это можно и нужно делать с помощью электронных медиа. Электронные письма или рассылка информационного центра не всегда удобны для этого. К примеру, набором полезных документов или перечнем контактов удобней поделиться с сообществом, разместив его в структурированной базе данных (см. предложение  ниже), а фоторепортаж и комментарии к культурному событию лучше смотрятся на страницах социальных сетей. Впрочем, в соц.сетях же можно делиться и ссылками на любые разделы онлайн-хранилищ и интернет-сайтов, привлекая к ним внимание коллег.

Фейсбук-группу собрания Ассоциации вальдорфских школ, запущенную после апрельского собрания, решено оставить в статусе «закрытая», но при этом надо пригласить туда всем миром как можно больше представителей школ для общения и обмена полезной информацией (не только членов Ассоциации).                   В отличие крупнейшего вальдорфского форума - Фейсбук-группы для вальдорфских педагогов и родителей (более 6000 участников), мы формируем в группе Ассоциации онлайн-сообщество для обмена профессиональным опытом, решения конкретных вопросов и координации совместных действий. Все проекты и новости Ассоциации должны освещаться с помощью этого ресурса. Для подключения людей к группе А.Матюшкину следует разослать через информационный центр памятку со скриншотом – как подключиться и получать уведомления от этой группы. Для составления базы знаний – школам рекомендуется публиковать в группе отчёты о работе, репортажи с мероприятий, методическую информацию, фотографии, идеи и т.п. Приветствуются также и комментарии. На данный момент среди публикаций указанной Фейсбук-группы можно найти, к примеру, информацию о программе встречи              100-летия вальдорфской педагогики в России или ссылки на фонды предоставляющие гранты образовательным учреждениям. https://www.facebook.com/groups/1557371594286880/

Обратили внимание участников собрания на пользу, которую приносит освещение итогов каждого собрания Ассоциации на встречах коллегии, администрации, родителей в каждой инициативе.

 

7.      Развитие межшкольного обмена и проведение совместных выездных эпох

Опыт школ «Путь зерна» и «Центр искусства воспитания» по обмену 8-ми классами и совместной выездной эпохи на геодезическую практику 10-х классов «Центра искусства воспитания» и «Семейного лада» признать положительным. Полезно его распространять.

Предлагается совместно открывать (искать) новые места для производственных практик.

 

8.      Проект работы над образом объединённого и процветающего вальдорфского движения

Прежде, чем описывать образ, обсудили ситуацию с выходом ряда инициатив из Ассоциации. Соотнесли её с образом семьи, в которой дорог каждый человек. Выразили свои мысли и чувства по этому поводу. Главными были сожаление о случившемся и стремление к объединению. Решили дополнительно осмыслить произошедшее, проанализировать возможные последствия, в т.ч. юридический аспект (выход учредителя). Ключевой вопрос, конечно, к самим себе: На какие возможности развития указывают сложившаяся ситуации? Что можно было бы улучшить в работе Ассоциации? Для этого организовать встречу с представителями вышедших инициатив (Совет Ассоциации предпринял эту попытку в отношении Смоленской школы, но пока не пучил согласия на встречу). Отметили важность удержания состояния «открытого шанса» и конструктивного диалога для Ассоциации и всех вальдорфских инициатив, а также осознания 2-х пар принципов «Единство – Индивидуальная ответственность», «Высокий идеал – Гибкость», которые Рудольф Штайнер рекомендовал использовать для коллегиальной работы.

Совместно описали образ не вальдорфского движения в целом, как было заявлено в повестке, а только Ассоциации. Участники собрания предложили такие ориентиры для совместной работы: свет, тепло, посредничество, безсамостность и другие. Каждый следующий шаг Ассоциации предложено сверять с найденной формой: «Есть ли свет в наших действиях?»

С.П.Ивашкин взялся обобщить всё, что было зафиксировано на доске, и отослать Л.Н.Банзелюк и В.Куклину для редактирования и последующей публикации.

 

9.      Развитие управления в вальдорфских школах (образовательный проект)

11–12 ноября в Москве семинар IMO «Сознательное развитие лидерства – поиск равновесия между лидерством горизонтальным и вертикальным» по горизонтальному лидерству для инициативных представителей вальдорфских сообществ. Подробности: Сергей Ивашкин, тел.: 89178133000 ivashkin@het-imo.net, Web-site: het-imo.net

 

10.   Программа встречи 100-летия вальдорфской педагогики

Программа встречи 100-летия вальдорфской педагогики. Координатор проекта - Высогорец Татьяна, куратор от Ассоциации - Чеботок Алексей.

В конце 2018 г. на базе школы им. Пинского (1060) провести конференцию, посвящённую 100-летию вальдорфской педагогики. Создать рабочие группы по подготовке конференции и остальных мероприятий программы. От присутствующих на Ассоциации в рабочую группу по подготовке конференции вошли Высогорец Татьяна и Варламова Мария, по подготовке фильма - Высогорец Татьяна и Маковская Елена.

С предложениями по фильму к 100-летию вальдорфской педагогики обращаться к Татьяне Высогорец, 89162631611 или vysogorets@yandex.ru. По буклету к 100-летию вальдорфской педагогики обращаться к Татьяне Винкельман, 89170418383 или winkstanja@mail.ru.

Для общения на эту тему использовать Фейсбук-группу собрания Ассоциации Вальдорфских Школ: https://www.facebook.com/groups/1557371594286880/. Туда же или на адрес информационного центра школам можно присылать свои идеи и предложения по списку общих мероприятий (конференция, выставка, фильм, буклет, певческий флэшмоб), по работе сайта http://www.waldorf-100.org, а также задумки своих собственных мероприятий, приуроченных большому юбилею. По работе на фильмом создана отдельная группа в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/1000246003461340/

 

11.    Программа «консультационный центр / центр взаимопомощи»

А.Чеботок представил анонс с описанием программы «Платформа взаимопомощи вальдорфских инициатив» (см. прилагаемый файл). Предлагается объединить усилия для создания медиа-ресурса, где все нуждающиеся в помощи инициативы смогли бы найти необходимые им для развития знания, информационные материалы, методические пособия и полезные контакты опытных антропософов, педагогов, кураторов, управленцев, родителей – своеобразных экспертов из вальдорфской среды и не только. Планируется сообща формировать эту информационную базу на специальном онлайн-ресурсе Решено сформировать рабочую группу до 22 октября 2017 г. Н.А.Глянц (редакционная часть: подготовка материалов, согласование с экспертами), А.Чеботок, В.Куклин (техническая часть) + А.Гогин (выдвинут заочно в виду отсутствия на собрании). Группе до 1 декабря прописать детальную концепцию информационной платформы, план проекта её создания и представить её на Конференции учителей старших классов. Уточнить у Ирины Огородовой, намерена ли она войти в рабочую группу проекта. Для развития Платформы взаимопомощи привлекать тех, кто преподаёт на семинарах и ведёт группы на Методической неделе. По каждому направлению Платформы можно начинать формировать список контактов экспертов-консультантов. Помимо идеи использования вики-технологии и системы отзывов и рекомендаций, обсуждалась идея формирования экспертного совета для цели контроля содержания материалов, размещённых на Платформе, из состава преподавателей трёх существующих семинаров. После первичного наполнения Платформы материалами от приглашённых специалистов следует её популяризировать, чтобы представители вальдорфского сообщества уже сами наполняли её материалами, а не только пользовались ими.

Секретарю Н.Н.Зориной обзвонить школы и обновить список контактных лиц от всех вальдорфских школ и инициатив.

 

12.   Программа фандрайзинга (поиск финансовых ресурсов для развития проектов Ассоциации)

Т.Высогорец сделала краткое сообщение о первом опыте подачи заявки на грант от имени Ассоциации - программа 100-летия ВП. Результат будет известен где-то через месяц.

Вместо обсуждения этого вопроса представители родительского сообщества (Большого родительского круга) озвучили идею создания под эгидой Ассоциации ещё одной общественной организации (м.б., даже без образования юридического лица), миссией которой было бы содействие развитию вальдорфского образования в России. Эта организация могла бы дополнительно представлять интересы и потенциал родителей, усилить влияние на государственные органы и общественность, искать и привлекать ресурсы для развития вальдорфских инициатив. С другой стороны такой шаг помог бы структурировать ответственность внутри ассоциации и повысить эффективность общей работы. При этом речь не идёт о выходе родителей из Ассоциации. Они так же, как и раньше, будут принимать участие в её работе. Вопрос лишь в изменении организационных и правовых форм, а также отдельных методов работы для цели более оптимального использования энергии родителей.

Участники собрания не из числа родителей выразили пожелание, чтобы родители и впредь оставались в составе Ассоциации школ, продолжали активно участвовать в её работе, и в частности взяли бы на себя функции связанные с ведением финансов и работой секретаря.

 

13.   Проект семинара старшей школы

В.Елиферовой лично обзвонить школы и через ответственных представителей школ пригласить учителей старшей школы для создания предметных групп. Неделю дать на осмысление и позвонить, чтобы узнать их решение. Через месяц через информационный центр прислать список учителей, заинтересованных в организации семинара старшей школы. Если такой список будет, то на Конференции учителей в феврале предоставить им площадку для общения.

 

14.   Проект перевода книги

Школам, не перечислившим 11800 руб. за перевод книги на карту А.В.Колесниковой 4276 3800 6027 4474, следует сделать это незамедлительно. Или взять на себя перевод части этой книги - координатор  И.И.Ханукова т.89095783659 или irina.khanukova@mail.ru. Подробности о переводимом сборнике: http://predela.net/forums/index.php/topic,931.msg11832/topicseen.html#msg11832

 

15.   Административные, юридические и финансовые вопросы

Ассоциация считает правильным доверить финансовую и административную функции  родителям.

К следующему собранию Ассоциации:

- А.В.Колесниковой подготовить передачу права подписи В.Ф.Елиферовой, а также подготовить передачу полномочий управления финансами (список задач), и определиться с выполнением решения собрания годичной давности о передаче этой функции члену Совета Ассоциации С.Омелянчуку, копию списка задач отправить Е.Гогиной (до 6.11).

- Н.Н.Зориной подготовить передачу секретарских полномочий представителям родительского сообщества. Возможный кандидат – Е.Гогина (Шуенкина).

Обсуждение вопроса о праве использования бренда «Вальдорфская школа» вызвало наибольшую полемику у участников собрания. Было отмечено, что законодательные нормы в области интеллектуальной собственности и существующие правоотношения с международной ассоциацией не соответствуют ценностям, лежащим в основе антропософии и вальдорфской педагогики, в частности принципу свободы в Духовной сфере социума. Решили глубже осмыслить эту дилемму и продолжить обсуждение данного вопроса на следующих собраниях Ассоциации.

 

16.   Подготовка к февральской Конференции учителей по старшим классам

Пригласить на Конференцию 2018 г. в качестве докладчиков М.Пицхелаури, О.А.Чагина и В.А.Пегова. Возможный формат работы Конференции: выступление первого докладчика, комментарии второго докладчика, резюме первого – семинарские обсуждения в предметных группах – художественные группы – предметные группы. Отв. – С.Ивашкин, И.Ханукова, А.Чеботок (организационно-хозяйственные задачи).

Тема следующей конференции 2019 года - «Воля».

 

17.   Информация (анонсы грядущих мероприятий)

Провести совместно с антропософским обществом с 16.00 29 июня по 1 июля – Всероссийскую педагогическую Конференцию  «Работа с силами полового созревания в старших классах вальдорфских школ» (название рабочее). Для подготовки Конференции создать рабочую группу: В.Мошев (Антропософское общество), Флориан Освальд (Гётеанум), Осиповская, А.Чеботок, Е.Холяков.  Рабочей группе разработать и представить программу к февральской конференции учителей.

Карту общих мероприятий и дел Ассоциации разослать через информационный центр вместе с решениями осеннего Собрания Ассоциации. Отв. - Н.Н.Зорина

20-22 октября 2017 г. в школе «Семейный лад» состоится Конференция «Воздействие питания на человека с точки зрения духовной науки, педагогики и медицины». Организатор – мастерская «Артемис».

28 и 29 октября  - встречи с Инго Юнге, антропософским врачом:  28 октября – семинар по космологии;            29 октября – лекция-встреча. “Рак как вызов современного мира”. В семейном центре “Светлячок” по адресу: пос. Алабушево (рядом с г. Зеленоград). Пузанова Наталья, 89165647042; Коротченко Елена, 89035605776.

30 октября-3 ноября очередной модуль Самарского независимого семинара «Сильная школа – сильный учитель» с Михаилом Пицхелаури и Ульрихом Зольбахом (Германия) - «Как проявляются душа и дух ребёнка в его теле, и как учитывать это учителю вальдорфской школы». Подробности: http://waldorf-teacher.ru 

1 ноября — 25-летие Свободной вальдорфской школы в г.Жуковский.

17-19 ноября 2017 г. в Томске — IV Всероссийская конференция вальдорфских родителей, приуроченная к 25-летию вальдорфской педагогики в Томске. Подробности: taranovtomsk@gmail.com (Д.Таранов).

8-13 января 2018 г. - семинар с Урсулой Лохер в Жуковском.

26-28 января 2018 г. - интегративная Конференция по детям с СДВГ для лечебных педагогов, врачей, эвритмистов. Подробности: А.Исаакян т.89031639637 или shkola@iskusstvo-zhizni.ru

 

Следующее собрание Ассоциации провести 21-22 апреля 2018 г. в школе «Путь зерна» (Москва).

IMG_0621.JPG     IMG_0641.JPG

IMG_0654.JPG     IMG_0658.JPG    

 IMG_0659.JPG     IMG_0662.JPG     

IMG_0670.JPG    IMG_0642.JPG