Встреча по старшей школе, Москва

26 - 28 июня 2022

Рабочая встреча "Сильная вальдорфская старшая школа"

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в рабочей встрече, посвященной вопросам развития вальдорфской старшей школы в России. 

Встреча состоится в школе “Путь Зерна”, Москва, ул. Миклухо-Маклая 20А

26 - 28 июня 2022 

Мы ждем не только учителей-предметников, но и всех, кто неравнодушен к процессу полноценного становления детей - представителей школьных коллегий, администраций, компетентных и заинтересованных родителей.

“Сильная старшая школа - один из главных вызовов вальдорфского движения на рубеже его 30-летия в России”. Эта тема отчетливо прозвучала на пленуме Ежегодной конференции вальдорфских учителей в школе 1060 (ныне школа им.А.А.Пинского) в феврале 2016 года. С тех пор прошло несколько педагогических конференций, посвященных именно старшей школе. Какие-то школы делали специальные усилия в этом направлении. Проводились совместные эпохи классов из разных школ. Была предпринята хоть и безуспешная, но многим запомнившаяся попытка организовать общемосковский вальдорфский 12 класс. Под девизом Свободной старшей школы появились мобильный и бродячий классы. Особый импульс в области практико-ориентированного образования привнес Петер Люти своим выступлением на конференции в Воронеже в 2019 году. Появился и стал традицией Фестиваль проектов старших классов. В Ярославле и Зеленограде проводится отдельный семинар по ряду предметов для преподавания в старшей школе. Некоторые учителя из России участвовали в знаменитой Кассельской конференции.

На прошедшем в апреле 2022 ​ собрании Ассоциации вальдорфских школ вновь была поднята тема и проблематика опыта становления вальдорфской старшей школы в России. Был сделан общий​ обзор актуальных проблем и задач на сегодня.
На Собрании было решено встретиться в июне 2022 в расширенном составе для того, чтобы провести совместную творческую работу, которая бы помогла поднять нашу старшую школу на новую качественную высоту.

Ниже приведены отдельные сущностные вопросы, которые могли бы помочь в нашей будущей работе. Предлагаем их рассмотреть в школьных коллегиях, в методических объединениях, на советах школ, а также прислать свои вопросы и предложения в дополнение к этому списку.

- Почему число учеников в старших классах вальдорфских школ (особенно частных) значительно уступает тому же показателю в младшей и средней школе?

- Куда и по какой причине уходят эти дети?

- Могут ли быть старшие классы наполненными?

- Какой может быть их оптимальная величина для гармоничного педпроцесса?

- Является ли профессиональный уровень учителей-предметников и качество их образования единственным фактором, в силу которого школы теряют учеников?

- Как мы можем определить остальные факторы и степень их значения?

- Как должны развиваться родители и условия в семье для поддержки образовательного процесса ребенка на протяжении всех его 11-12 школьных лет?

- Где искать и как готовить учителей-предметников?

- Как создать достойные условия труда для педагога-предметника в вальдорфской школе?

- Как совместить сильные “предметную” и “вальдорфскую” составляющие в одном учителе?

- Какова должна быть материально-техническая база для сильной старшей школы?

- Почему не все предметники с удовольствием участвуют в работе коллегии? Как с этим быть?

- Как часто и при каких условиях стоит организовывать совместные эпохи старших классов из разных школ?

- Каково может быть отношение современной общеобразовательной школы к профилированию, к специализации в старших классах?

- Нужен ли тьютор старшекласснику из вальдорфской школы?

- Как школе развивать практико-ориентированное образование? В частности, каково наше отношение, к тем идеям и экспериментам с практиками, которые на педагогической конференции 2019 года в Воронеже представил Петер Люти?

Пожалуйста,  коллеги, предложите и пригласите на эту встречу своих школьных экспертов!

Питание и проживание в школе. 

С уважением, Совет Ассоциации вальдорфских школ России