Письмо-обращение Гунтера Гебхарда от 22 мая 2021

23.05.2021
Письмо-обращение Гунтера Гебхарда от 22 мая 2021
Гунтер Гебхард 22.05.2021

Дорогие друзья, дорогие собратья,

Завтра мы празднуем вторую Пятидесятницу в так называемой "пандемии" (в Православной Церкви она будет праздноваться через четыре недели из-за сдвига календаря). В прошлом году в день Пятидесятницы я пытался прояснить, насколько необходимо понимать Пятидесятницу как праздник, который нужно понимать, как праздник, который нужно справлять «ныне и сейчас». В этом году я хотел бы поставить в центр рассмотрения мысли, которые Рудольф Штейнер высказал на Пятидесятницу 1904 года, которая также выпала на 23 мая (GA 93, 1-я лекция). Если ощутить тот характер и настрой, в котором выдержана эта лекция, то в этом свете ясно предстает то, что касается нашего настоящего и, прежде всего - какое значение имеет Пятидесятница для нас сегодня.

Я пишу эти строки из станицы Самурской, находясь у границы Кавказских гор; Кавказ связан с легендой о Прометее, - легендой, которая также играет центральную роль в лекции Рудольфа Штейнера.

В начале лекции Рудольф Штейнер указывает на то, что праздник Пятидесятницы говорит о наделении апостолов Святым Духом, но в духовном плане это основано на гораздо более глубоких взаимосвязях.

Эти взаимосвязи указывают на то, что, согласно Божественному Плану, человек не должен был так глубоко увязнуть в физическом, как это произошло впоследствии, благодаря Противоборствующим Силам; но тогда, однако, человек никогда не смог бы стать свободным, самосознающим существом. Мы бы остались пребывать в сновидческом сознании. После упоминания об противоположностях в древней индийской и персидской культурах Рудольф Штейнер переходит к легенде о Прометее; Прометей, давший человечеству огонь (Я-сознание), был наказан за это Зевсом и прикован к Кавказу. Только Геракл смог освободить Прометея. Силы, с помощью которых Геракл мог достичь избавления, - это силы, переданные Посвященными, которые вели человечество, как посредники, до земной жизни Христа. Благодаря посвящениям, инициируемые получали доступ к духовности, которая могла направлять и вести человека на путях его сплетения с физическим.

Рудольф Штейнер: "Материалистическая культура нашего времени показывает нам, насколько человек запутался в чисто физико-физиологической природе, как Прометей в своих цепях. Но столь же несомненно, что стервятник, символ желания, который грызет нашу печень, будет изгнан духовным человеком". Только благодаря Голгофскому подвигу Христа люди в целом получили "гераклову силу" для развития индивидуальной свободы. Это развивалось до конца XIX века, до конца Кали-Юги, но все еще без возможности находить доступ к духовному опираясь лишь на самого себя, поэтому материализм развивался как полное сращение с физическим земли. Только с окончанием Кали-юги доступ к духовной реальности открывается для каждого человека, который стремится к этому исходя из своей свободы. Каждый человек может по своей собственной свободной воле идти по путем, возможность которого открыл Иисус Христос.

В лекции Рудольфа Штейнера это сформулировано так: "Происходит следующее: в последний день праздника, который был самым великолепным, — так о нем говорится, — Иисус сказал: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей!" — Те, которые пили, праздновали праздник воспоминания о спиритуальной жизни." Но Иисус связывает с этим еще нечто другое, и Иоанн указывает на это следующими словами: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен".

Против прометеевского духа, который дал человеку связь с физическим, но также и возможность самосознательной свободы, выступает эпиметеевский дух; дух, который хочет удержать прошлое. Рудольф Штейнер говорит об этом так: "Представителем несвободных состояний сознания является Эпиметей - "думающий после"1, не желающий прийти к освобождению из полной свободы, то есть противник Прометея. Зевс дарит ему ящик Пандоры, содержимое которого - страдания и болезни - когда его открывают, обрушиваются на человечество, Только в качестве последнего дара в нем остается надежда, что в будущем состоянии он также продвинется к этому высшему, ясному сознанию. Для него остается надежда на избавление. Прометей советует не принимать сомнительный дар бога Зевса. Эпиметей не слушается своего брата, - но принимает дар.

Здесь кроется подлинное Христово начало, а также более глубокая тайна Пятидесятницы. Мы видим, что люди живут в двух течениях. Одни- это те, кто держится за чувство свободы и - хотя развивать духовное опасно - все же стремится к нему в свободе. Другие - это те, кто находит удовлетворение в тупой беспечной жизни и слепой вере, и кто чувствует нечто опасное в люциферическом устремлении человечества. (...) Это действительно опасный путь, но только он ведет к возвышенной цели - свободе. Дух человека должен быть свободным, а не подавленным. Этого же хочет и истинное Христианство. Таким образом, праздник Пятидесятницы следует воспринимать, как символ освобождения духа человека". (Примечание: опасность заключается в том, что духовное возможно для нас, людей, в индивидуализированном виде только через люциферианские силы, и мы подпадем под иллюзию Люцифера, если не из импульса Христа будем стремиться к свободе. То, что Рудольф Штейнер называет здесь "опасностью", указывает на "третье искушение" Иисуса в пустыне после Крещения в Иордане, которому подвергается и каждый отдельный человек:

"И опять супостат берет Его, и возвел Его на гору весьма высокую, и показал Ему все царства мира и славу власти их, и сказал: все это отдам во власть твою, если падешь и признаешь меня господином. Тогда сказал ему Иисус: отойди от Меня, сатана, ибо написано: "Божественной силе, ведущей тебя, должен ты поклониться. Ей одной ты должен служить").

"То, что люди живут в двух течениях", мы ощущаем в разделении общества с начала мер по "борьбе с пандемией". Есть те, кто хочет быть свободными людьми и самостоятельно определять свою судьбу (которых публично с удовольствием называют "отрицателями короны" и "теоретиками заговора"), и другие, часто характеризуемые как "сторонники мер", которые отдаются тому, что им говорят и предписывают, довольные и добросовестные. Обе группы становятся жертвами "соблазна", если не открываются духовной реальности; первые - жертвы Люцифера, вторые - Аримана. Только когда Импульс Христа постигается в его истинном смысле, может быть достигнута настоящая свобода! Нигде эта связь не показана лучше и нагляднее, чем в скульптуре Рудольфа Штейнера "Представитель человечества":


der Menschheitsrepräsentant

Представитель человечества

"Таким образом, Мистерия Пасхи в связи с Мистерией Пятидесятницы представляет нам изначальную целостность",- говорит Рудольф Штейнер в этой лекции. Пасха, сила воскресения дает жизнь земле и людям, силу преодолеть смерть. Пятидесятница, "излияние Святого Духа", дает людям возможность определять свою свободу, исходя из себя.

Рудольф Штейнер заканчивает лекцию обращением к слушателям: "Пусть искра понимания этого Святого Духа вновь прольется в непонятый праздник Пятидесятницы, тогда она оживет и вновь обретет смысл. Мы должны жить в осмысленном мире. Те, кто бездумно празднует праздники, отмечают их как последователи Эпиметея. Человек должен видеть то, что связывает нас с тем, что нас окружает, а также с тем, что невидимо пребывает в природе. Мы должны знать, где мы находимся. Ибо мы, люди, не предназначены для сонного, половинчатого, тупого существования, но мы предназначены для свободного, полностью осознанного раскрытия всего нашего существа".

Я хотел бы добавить к этому призыву, к нашему времени, в котором сегодня мы живем: Да, человечество идет по двум путям, и мы не должны на этот счет себя обманывать. Один путь ведет все дальше и дальше от того, чтобы быть человеком в духовном смысле, а другой ведет в будущее, которое реализует жизнь и свободу. Как люди настоящего времени, большинство из нас все еще находится на обоих путях с нашими (не)способностями, и мы должны работать над тем, чтобы все больше и больше убеждаться в верности выбранного пути. Это требует от всех нас - никогда не осуждать другого человека, но встретить его с любовью.

Здесь, в Самурской, пожилая женщина, необразованная, всю жизнь прожившая в селе, в 2013 году рассказала молодым, приехавшим в гости из Германии о Второй мировой войне и о том, что она пережила ребенком, когда здесь стояли немецкие войска. И в конце своего рассказа она сказала молодым людям - серьезным, возвысившимся голосом: "Я желаю вам, чтобы вам никогда не пришлось пережить войну, и запомните одну вещь, запишите ее в своем сердце: ни один человек не имеет права возносить себя над другим! Даже убийца в тюрьме - человек!". Это были слова Пятидесятницы, сказанные самым простым человеком.

И наконец, - без комментариев - цитата из лекций 1908 года: "Пятидесятница.

" Где общая истина объединяет различные «Я», там мы даём высшей групповой душе возможность для нисхождения.

(...) Это выражено в тех словах, где говорится, что Святой Дух, групповая душа, сошел и разделился, как огненные языки. Это великий символ человечества будущего. Если бы человек не нашел этого соединения, он превратился бы в элементарное существо. (…)Если люди будут знать, какое значение для человека будет иметь в будущем сошествие (Herabkunft) Святого Духа, тогда праздник Троицы снова станет живым. Тогда он будет не просто воспоминанием о том событии в Иерусалиме, но выступит для человека тем вечным продолжающимся праздником Троицы, праздником совместного душевного устремления."

---------------------------
Из GA 93 «Легенда о храме и золотая легенда» Р. Штейнер.

Лекция 1. Пятидесятница, праздник освобождения человеческого духа Берлин, 23 мая 1904

(…) Момент, который мы должны понимать как момент вливания спиритуальной жизни в самосознающее человечество, точно указан в Евангелии, в Новом Завете. Глубочайшее Евангелие, не оцененное по достоинству сегодняшней теологией, Евангелие от Иоанна, указывает на этот момент в том месте, где рассказывается, как Иисус приходит на праздник кущей. Здесь основатель христианства говорит об излиянии спиритуальной жизни на человечество (Ин 7, 37-39). Это удивительное место. Ведь праздник кущей состоял в том, что шли к источнику, из которого текла вода. Там происходил праздник, указывающий на то, что человек должен вновь вспомнить о спиритуальном, о природе дэва и о духовном стремлении. Вода, которая тут зачерпывалась, была воспоминанием о душевно-духовном. После попытки отказаться Иисус все же идет на праздник. Происходит следующее: в последний день праздника, который был самым великолепным, — так о нем говорится, — Иисус сказал: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей!" — Те, которые пили, праздновали праздник воспоминания спиритуальной жизни. Но Иисус связывает с этим еще нечто другое, и Иоанн указывает на это следующими словами: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен".

Здесь указывается на мистерию Пятидесятницы, на то, что человечество должно ожидать Духа Святого спиритуальной жизни. В тот момент, когда человек сможет сам зажечь в себе искру спиритуальной жизни, когда физиологическая природа человека сможет из себя самой сделать попытку подняться, тогда сойдет Дух Святой на людей, тогда настанет время спиритуального пробуждения.

---------------------------------

В приложении: Лекции Р. Штейнера
Пятидесятница, праздник освобождения человеческого духа.
GA 93, Берлин, 23 мая 1904
Троица – праздник совместного душевного стремления и работы по одухотворению мира

GA 98, Кёльн, 7 июня 1908 года

Откровение Вознесения и тайна Пятидесятницы дня (исправленный по оригиналу перевод)

GA 224 Дорнах, 7 мая 1923 г.

Всемирная Пятидесятница. Послание антропософии (исправленный по оригиналу перевод)

GA 226 Христиания, 17 Мая 1923


+ Оригинал письма Гунтера на немецком.