Вестник вальдорфского сообщества N38 / сентябрь 2021

07.10.2021
Вестник вальдорфского сообщества N38 / сентябрь 2021
Вестник вальдорфского сообщества подготовлен информационным центром Ассоциации вальдорфских школ России 
 

Осеннее Собрание Ассоциации вальдорфских школ России
Свободная школа, Жуковский
16 - 17 октября 2021


Уважаемые коллеги, поздравляем вас с началом учебного​ года!
Желаем сил и вдохновения, творческого полета и доброй воли, глубокого внимания к себе, своим мыслям и состояниям, и такого же внимания к окружающему миру - природе, людям, явлениям.
Совет Ассоциации вальдорфских школ России предлагает провести предстоящий учебный год в процессах обновления форм и способов взаимодействия внутри нашего большого сообщества единомышленников.
Есть пожелание встретиться в праздничной дружеской,​ располагающей к творческим проявлениям атмосфере, совместно создавая среду для появления самых смелых идей, а также - для проявления тех потребностей, которые готовы и ждут лишь момента и возможности.
Созрели также некоторые идеи и предложения, на которые нам бы хотелось вместе посмотреть, собравшись большим кругом.Наше традиционное Собрание Ассоциации мы предлагаем провести вне привычных условий.
Возможно, что ближайшая, осенняя встреча откроет нам новые возможности, в том числе - проводить встречи сообщества в разных школах по всей стране,  знакомиться с их трудом и бытом,​ праздниками и, конечно, людьми.
Знакомство с жизнью других инициатив  позволит нам лучше узнать друг друга, обогатиться свежими впечатлениями и опытом, а также может придать новый импульс развитию принимающей школы. 
Приглашаем вас на осеннюю встречу вальдорфских инициатив под эгидой​ Ассоциации вальдорфских школ России, посвященной Дню Учителя в эпоху Михаила.
Встреча - осеннее собрание вальдорфских инициатив состоится 16 - 17 октября 2021 года в “Свободной школе” подмосковного города Жуковский.
В следующем году ей исполняется 30 лет.
Мы зовем  представителей всех вальдорфских инициатив нашей страны, а также соседних государств.
Программу нашей двухдневной встречи мы предлагаем сделать всем вместе - присылайте ваши идеи и вопросы до 10 октября 2021 на почту информационного центра info@waldorf-russia.ru​ или WhatsApp-сообщением на номер +79181339898 (Татьяна) и, главное - приезжайте сами!
Ждем вас на нашу праздничную встречу!
 

Конференция вальдорфских родителей и педагогов 

Владимир
19 - 21 ноября 2021


Приглашаем вас на VIII Ежегодную конференцию вальдорфских родителей и учителей в город Владимир!
Тема конференции: "Вальдорфская школа как место встречи и глубокого интереса человека к человеку". 
Вальдорфская школа - пространство, где каждый день встречаются: учитель и ученик, учитель и родитель, родители друг с другом.
Как сделать так, чтобы встреча действительно состоялась? Чтобы не превратилась в пустое перебрасывание словами, не утонула в чувствах, не свелась к формальному обмену информацией или механической деятельности, имеющей мало смысла?
Безусловно, это возможно, когда в центре всех этих встреч находятся дети, их свободное и здоровое развитие, их жизненные задачи.
Цель конференции: прийти к пониманию - каковы условия здорового, а значит, свободного развития ребенка на телесном, душевном и духовном уровне, и как каждый из нас мог бы помогать этому в вальдорфской школе и в семье. Как все мы могли бы взаимодействовать в интересах детей.
19, 20 и 21 ноября 2021 нас ждут лекции от известных вальдорфских педагогов и антропософских врачей России и Германии, творческие мастерские, вопросы и ответы, презентации кейсов от родителей-активистов, знакомство с Владимирской вальдорфской школой, которая в сентябре 2021 года набрала свой тридцатый первый класс.
В программе также: социальные и творческие практики, обмен опытом и новостями, рассказы о победах и ошибках, новые знакомства, экскурсии по городу и к храму Покрова на Нерли, а также  дружеское и неформальное общение все три дня!
УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ
Взнос за участие в конференции включает в себя посещение всех лекционных и практических занятий, мастерских и рабочих групп. Наши совместные средства дадут возможность оплатить дорогу и проживание лекторам, мастерам и арендовать удобную площадку для нашей встречи.
Стоимость при оплате до 1 ноября 2021:
- 3000 руб. с человека
- 5000 руб. с семьи
- посещение одного дня конференции - 1500 руб.
При оплате после 1 ноября 2021:
- 3500 руб. с человека
- 6000 руб. с семьи
- посещение одного дня конференции - 2000 руб.
Реквизиты для внесения организационного взноса: Сбербанк-карта 5469 1000 1175 8761, Тинькофф 5536 9139 3558 4454 (получатель Ольга Сергеевна М.). При переводе обязательно указывайте в сообщении свои фамилию и город!
РЕГИСТРАЦИЯ
обязательна по ссылке 
https://forms.gle/P3qhLpkfK5Q28vzC6
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Лекционная часть конференции будет проходить в конференц-зале «Полярис», Центральный городской парк г. Владимира, ул. Мира, д.36г, в 15 минутах ходьбы от Владимирской вальдорфской школы. 
Практические мастерские - в здании школы, ул. Луначарского, д.29а.
Школа и парк расположены в 3 км от ж/д вокзала, до центра города можно дойти пешком (менее 2 км).
В перерывах можно погулять по Центральному городскому парку, осмотреть город с колеса обозрения. 
В обед нас ждет просторное и уютное кафе «Поющий Лосось», расположенное в парке, в 3 минутах ходьбы от конференц-зала.
РАЗМЕЩЕНИЕ
Владимир — город-жемчужина древнерусского зодчества, туристический центр Золотого кольца России, здесь возможно найти жилье на любой вкус.
Специально для вальдорфских родителей из других городов, мы составили свой перечень мест для проживания. В начале списка указаны варианты, ближе всего расположенные к нашей школе:
1. Хостел «Белый Тополь»
2. Хостел «Фильм»
3. Hotel Invite
4. Хостел «Вишня»
5. Хостел «Берлога»
При подборе жилья советуем воспользоваться сервисом booking.com
ПИТАНИЕ
Мы организуем чайные паузы. Их стоимость уже включена в стоимость вашего участия в конференции. Основное питание будет происходить в кафе, находящееся рядом с конференц-залом и Владимирской вальдорфской школой. 
Стоимость обеда 250 руб.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ВЛАДИМИРА
Если вам нужна помощь в организации проезда - напишите нам!
Самый быстрый вариант добраться во Владимир из Москвы – поезда Ласточка и Стриж (от 700 руб. в одну сторону)
КОНТАКТЫ
По всем вопросам можно смело писать Ольге Медведевой:

lopushok-olya@mail.ru




 
Платформа педагогической поддержки учителей и родителей

Дорогие коллеги!

Поздравляем вас с Днём учителя!
Сил вам в славном трудном ответственном деле – пробуждении воли у подрастающего поколения!
Мы, преподаватели и организаторы Платформы педагогической поддержки, прикладываем со своей стороны усилия, чтобы сделать вашу работу чуть-чуть легче.
Немного расскажем о новых курсах. Полная информация на сайте 
https://probuzhdenievoli.ru/therped

Лечебная педагогика.

В этом году на Платформе педагогической поддержки будет представлена лечебная педагогика. Всё больше пограничных детей приходит в каждый класс наших школ. И каждому педагогу приходится отвечать на жизненные вопросы, на которые раньше отвечал специально обученный педагог. Поэтому мы договорились о сотрудничестве с наиболее опытным преподавателем в области лечебной педагогики – Тамарой Исаевой. Тамара Николаевна будет давать лекции и работать с практическими вопросами.

Начало встреч - 6 октября 2021
Далее - по средам один раз в две недели в 16.00

Наши встречи – это прежде всего обсуждение вопросов, которые все чаще возникают у учителя перед ребенком, не вписывающегося в привычный размеренный ритм школьной жизни, и не овладевающего академическими знаниями.

• В центре внимания будут внешне видимые события и их внутреннее воздействие на когнитивную, эмоционально-чувственную и волевую сферу ребенка.

• Как встретиться и понять душевный мир такого ученика, и как согласуются активности учителя в отношении выбора направлений и сфер деятельности?

• Какие приоритеты должны быть расставлены при обучении ребенка с особенностями в конкретном классе и в среде школы?

• В ходе наших встреч мы обратимся также к рассмотрению некоторых базовых тем лечебной педагогики, без которых выстраивание стратегии и тактики педагогического воздействия будет затруднено. В основе такой работы будут использоваться художественные и практические приемы работы.

Алгоритм занятий: обозначенная тема раскрывается с точки зрения ее интерпретации в лечебной педагогике с последующим обсуждением реальных ситуаций и случаев из вашей практики, школьной жизни.

Длительность встреч - 3 часа: 16.00–17.30 и 17.45–19.15

Программа курса:

Занятие 1 и 2  
6 и 20 октября 2021           
Здоровое и нарушенное развитие. Взгляд лечебного педагога на «НЕздоровое развитие» ребенка.

Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).

Занятие 3 и 4  
12 ноября и 1 декабря 2021           
Движущие силы развития ребенка. Феномены возраста при здоровом и нарушенном развитии. Критерии оценки возрастной зрелости.

Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).

Занятие 5 и 6  
15 декабря 2021 и 19 января 2022
Педагогический закон. Самовоспитание и саморазвитие педагога как условие терапевтических отношений педагога и ребенка.

Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).

Занятие 7 и 8  
2 и 16 февраля 2022             
Типология нарушений в лечебной педагогике. Конституциональные типы и терапевтические подходы помощи.

Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).

Занятие 9 и 10
2 и 15 марта  2022           
Базовые подходы в лечебно-педагогической диагностике. Конференция о ребенке как социальный процесс.

Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).

Занятие 11 и 12            
6 и 20 апреля 2022
Принципы разработка и составление программы помощи ребенку при нарушениях.

Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).

https://probuzhdenievoli.ru/therped

Творческая мастерская Елены Тереховой.

 Это не просто биология. Просто биология была в прошлом году и вы можете посмотреть видеозаписи лекций. Вот как о своём новом курсе рассказывает автор:

«Творческая мастерская».
Главная идея наших встреч - рассмотрение темы метапредметных связей на примере эпох различных ступеней обучения. Главной задачей является
расширение возможностей учителя при подготовке к урокам.
Тема обращает нас к проработке смысла метапредметности. Это станет основой исследования и понимания материала, который изучается в биологии на старших ступенях обучения. Прежде   это затрагивает любого учителя как деятеля.
Основные подходы к изучению и исследованию методом «от частного к целому» и «от целого к частному» создает возможность выполнять задачу расширения картины мира и дает переживание взаимосвязей.
Встречи будут проходить 1 раз в месяц, всего за год 8 встреч, в основе каждой встречи темы 11 класса, которые могут иметь отклик в темах различных ступеней обучения:

Уровни жизни. Дифференцировка клеток. (Феноменология, о чем она?)
Эукариоты и прокариоты. (Простое и сложное)
Свойства живого. (Жизненные процессы)
Генетика (Форма и содержание. Что такое информация?)
Деление клетки (Как мы делимся опытом?)
Строение белка (Объективное и субъективное. Непрерывность развития. Что в основе живого?)
Клеточный центр (От знания к незнанию. Опыт разотождествления. Что такое новое?)
Митохондрии (Отношение, как процесс. Что я ищу за знаниями?)

https://probuzhdenievoli.ru/biology

История и обществознание с Петером Люти (Швейцария)

12 октября, 26 октября и 9 ноября 2021 в 16.30

Мы предлагаем вам три встречи, которые Петер описал так:

В наших совместных беседах я предлагаю познакомиться с определённым взглядом на историю, методом самостоятельного исследования учителем, который Рудольф Штайнер назвал симптоматологией.
Эта методика мало известна, а именно она лежит в основе преподавания истории в вальдорфской школе. Она учит преодолевать чисто причинно-следственное объяснение исторических событий и способствует подходу согласно возрасту учеников.
После того, как ученик с пятого до восьмого класса проследовал за развитием человечества хронологически через пять «культурных эпох», я предлагаю в старшей школе всегда исходить из феноменов, которые сегодня занимают – и часто беспокоят – мысли и чувства молодых людей и общества, в которое они как раз сейчас начали вживаться. Конечно, по-разному в каждом классе! Нужно тщательно учиться «ходить назад», а это, как и в телесном мире, сложнее, чем вперёд. Это важная способность в духовном развитии!
Достойных тем много. Я могу представить себе, только как примеры:

- Понимание здоровья, которое может вести к прививкам

- Государство и индивидуальность

- Отношения России и Украины с «западом»

- Ислам, Исламизм и терроризм

- Отношение поколений

Три беседы для нас всех создадут возможность познакомиться друг с другом и с методикой – и проверить плодотворность. Потом мы обсудим вместе нашу работу и каждый может принять своё решение о нашем дальнейшем сотрудничестве».

https://probuzhdenievoli.ru/history

Живая математика Эриха Виттмана 1 – 4 класс

Исследовательская группа Екатерины Стародубцевой и Натальи Глянц. 

Это возможность выстроить математическое мышление естественным образом.
Исследовательская группа для учителей 1-5 классов, частных учителей и репетиторов по математике, родителей.
Встречи - по субботам один раз в две недели.
Приблизительный общий план для каждой встречи (кроме вводной):
Обсуждение результатов практических проб и вопросов в формате «коучингового круга».
Теоретическая «вводная», совместное решение исследовательских задач и продуктивных упражнений, обсуждение.
Выбор темы и заданий для практических проб на предстоящие 2 недели до следующей встречи.
Особые акценты в работе исследовательской группы:    

1 . Математическое моделирование как средство для знакомства с математическими законами и явлениями, продуктивной тренировки арифметических навыков, обоснования рассуждений при решении задач. 

2. Работа над пониманием взаимосвязей, отношений и закономерностей в математике.            

3. Поддержка индивидуальных образовательных траекторий детей с разным уровнем математических способностей в рамках общего учебного процесса.          

4. Эффективный подход к тренировке и автоматизации базовых вычислительных навыков.          

5. Диагностирование учебных трудностей на ранних этапах их возникновения.        

6. Решение исследовательских математических задач и многоуровневых заданий как способ реализации принципа "естественной дифференциации", развития математического мышления, математической речи, навыков взаимодействия и продуктивной работы в команде.      

7. Социальное обучение, смена / расширение подхода «солирующей педагогики» в преподавании математики.

https://probuzhdenievoli.ru/witt

Немецкий язык с Оксаной Каплиной

Начало курса - 11 октября 2021 в 17.00

Оксана - опытный учитель, преподаватель курсов для учителей вальдорфских школ в странах Восточной Европы, доцент педагогического семинара г. Днепр, переводчик педагогических циклов Р. Штайнера.

Введение в методику преподавания немецкого языка в вальдорфской школе.

Участники
- получат представление о Программе по немецкому языку в вальдорфской школе с 1 по 11 класс
- узнают, какова структура уроков в вальдорфской школе
- получат опыт планирования и проведения отдельных частей урока (ритмическая часть, основная часть, рассказывание)
- пополнят свой "репертуар" новыми рифмовками, играми, стихами, лексико-грамматическими упражнениями, примерами творческих заданий
- получат список книг, рекомендованных к прочтению для учителя немецкого языка вальдорфской школы
- познакомятся и наладят полезные контакты с коллегами из разных школ и инициатив
- смогут задать волнующие вопросы опытным коллегам.

https://probuzhdenievoli.ru/ger




Художественная школа Образ, вторая сессия
Москва

9 - 15 октября 2021

Дорогие друзья!
Открытие художественной школы «Образ» состоялось!
К нам пришли замечательные студенты, мы живописали и рисовали с утра и до вечера, а также пытались проникнуть в глубины науки о цвете, зрительном восприятии, форме, и конечно - антропософии, науки о человеке. Студенты получили новые понимания, знания и умения, а преподаватели - возможность спокойно и структурированно передать свой огромный опыт. После сессии возникло много новых вопросов, на которые мы будем искать ответы во время следующих встреч. Поскольку набор в школу «Образ» мы планируем проводить раз в 4 года, предлагаем присоединиться к нам в октябре тем, кто уже сейчас готов пройти обучение - у нас есть несколько мест.
Ближайшая - вторая сессия состоится с 9 по 15 октября 2021.
Ждем встречи!



Ростовский семинар по вальдорфской педагогике и антропософской психологии, 1 сессия
Ростов-на-Дону

22 - 28 октября 2021

Трехлетний семинар по антропософской психологии и вальдорфской педагогике.

Объявлен набор на обучение на Ростовском семинаре по антропософской психологии и Вальдорфской педагогике.
Обучение будет проводиться по трем направлениям:
- антропософский психолог/психотерапевт
- вальдорфский учитель 
- воспитатель вальдорфского детского сада.
К участию в семинаре приглашаются психологи, врачи, педагоги и все, кто хотел бы ознакомиться с антропософской антропологией и получить практические знания в области антропософски-ориентированной психологии и педагогики.
Первая сессия семинара состоится с 22 по 28 октября 2021 года.
Стоимость участия в первой сессии 12 000 рублей.
Обучение продлится до июня 2024, оно включает 12 сессий – 4 сессии по 7 дней в году.
Возможно участие в семинаре в качестве студента с дальнейшим получением соответствующего сертификата и в качестве слушателя, возможно также посещение отдельных лекций или практических занятий семинара.
Все желающие обучаться на данном семинаре приглашаются зарегистрироваться в качестве участников 
http://anthropos-psycho.org/seminarsobantro_reg.php


Школа художественного слова
набор на новый курс 

Приглашаем педагогов, родителей, актеров и всех желающих на подготовительный курс.
Речь — это божественный дар, которым мы пользуемся каждый день.
А что мы знаем о речи? Откуда она пришла и что в себе содержит?
Часто мы сосредоточены на том, что говорим, но не обращаем внимание на то, как мы это произносим.
Раскрыть весь потенциал, заложенный в речи, научиться распознавать в тексте образы, жесты, интонации и уметь передать это голосом — вот основная задача нашего обучения.
Особенности методики:
Разработанная Рудольфом и Марией Штейнер в начале прошлого столетия методика обучения
основана на духовных законах речи и отношении к речи как к духовному существу.
Основными принципами обучения являются: подготовка физического тела как основы для речи,
осознание речевых процессов с помощью практических упражнений, замена субъективных эмоций объективными душевными жестами, проработка текста с учетом  художественных средств и законов.
Цель обучения:
Подготовка специалистов в области художественного слова и искусства речи для
педагогической деятельности, работы в театре и с группами эвритмистов, для создания сценических
художественных программ, повышение квалификации школьных учителей.
Задачи обучения:
- Развитие и укрепление органов речи (голос, дыхание, дикция)
- Развитие речевого слуха и чувства речи
- Познание речевых закономерностей
- Формирование чувства стиля и художественного чутья
- Овладение своим телом и жестами
- Работа с художественными произведениями разных жанров и стилей
- Применение полученных навыков и знаний в педагогической деятельности
- Практика сценических выступлений
Условия поступления:
Для поступления в «Школу художественного слова» на подготовительный курс просим вас до 30
ноября 2021 
 отправить на адрес:
catstone@yandex.ru
1. Заявление в свободной форме (с указанием Ф.И.О, даты рождения, места проживания и работы)
2. Автобиографию (в табличной форме c фотографией - дата рождения, даты учебы, где учились,
где работаете и семейное положение)
3. Мотивационное письмо: почему вы хотите обучаться искусству речи.
Зачисление на курс проводится после собеседования с руководством школы.
По результатам собеседования разрабатывается индивидуальная программа обучения, с учетом ваших временных возможностей.
Начало обучения планируется летом 2022 года.
Вопросы по телефону: +7 (925) 115-87-44
Форма обучения: очно-заочная
Базовое обучение длится от 3 до 4 лет.
Необходимым условием обучения является готовность к регулярным самостоятельным занятиям.
После прохождения базового обучения выдается сертификат.
Успешное завершение базового обучения является необходимым условием поступления на
профессиональный курс. Обучение на профессиональном курсе направлено на получение диплома
секции речевых и музыкальных искусств Высшей школы Духовной науки при Гетеануме.
Оплата:
Стоимость обучения устанавливается после набора курса
Обработка заявления и собеседование – 1 000 руб.
Ведущий доцент «Школы художественного слова»:
Елена Николаевна Красоткина
Планируется приглашение других доцентов
Елена Красоткина, преподаватель искусства речи, дипломированный специалист в области
"Sprachgestaltung" (прошла обучение в Schule für Sprachgestaltug und Schauspiel am Goetheaum, Дорнах,
Швейцария).
Доцент вальдорфских педагогических семинаров и лечебно-эвритмического образования с 2004 года.
Доцент Школы искусства речи в г. Одесса 2009-2015.
Основатель, руководитель и доцент «Школы художественно слова» в Дорнахе, Швейцария.
Участвует в различных художественных проектах в России и в Европе.
Действующий актёр. В настоящее время занята в спектаклях в Швейцарии "Драмы-мистерии"
(актерский ансамбль "Базель") и "Деметриус" (Свободная актёрская группа).
Инстаграм - elenakrasotkina63
Youtube - Elena Krasotkina
Facebook - Elena Krasotkina



Новый курс четырехлетнего обучения ботмеровской гимнастике
Bothmer-Movement-International
Москва, школа Семейный лад
ноябрь 2021


Объявляется набор на новый курс
Bothmer-Movement-International.
Новый курс четырехлетнего обучения ботмеровской гимнастике начнет работу с осени 2021 года.
Обучение происходит тремя сессиями в год, каждая продолжительностью 7–9 дней.
Сроки сессий: ноябрь, январь, май. Это всегда начало месяца.
В каникулярное время занятия проходят в школе. В тот период, когда нет сессий, раз в месяц проводятся тренировочные занятия по субботам. Время занятий с 9.00 до 18.00 с перерывами на отдых и обед (в день 4 полуторачасовых занятия).
Место проведения занятий – Вальдорфская школа «Семейный лад»
 Адрес: Москва, ул. Кулакова, дом 3, корп. 2.
Ближайшие станции метро – «Строгино» (15 мин. пешком) и «Щукинская» (автобус или трамвай около 15 мин).
Стоимость обучения устанавливается на учебный год. Оплачиваться год обучения может как полной суммой, так и частями, но не менее одной трети за раз. Подробности можно узнать, написав вопросы организаторам семинара.
Для иногородних во время сессий есть возможность проживания в школе. Спальники, коврики желательно привозить с собой. Можно взять напрокат надувной матрас в школе (за отдельную плату).
Проживание - 150 руб. в сутки.
Школа организует трехразовое питание и чайные паузы. Стоимость питания будет известна ближе к первой сессии.
Для записи на курс необходимо прислать заявление в свободной форме с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, города проживания и контакты для обратной связи (e-mail, телефон) на электронный адрес: rus-bothmer@yandex.ru
Заявления принимаются до 15 октября 2021 года.
На этот же адрес вы можете присылать свои вопросы.
О содержании курса и преподавателях можно почитать здесь: 
https://www.rusbothmer.com/professionalnoe-obrazovanie




Культурно-образовательный проект «Пробуждение воли»
объявляет набор студентов на четырёхлетний очно-заочный семинар вальдорфской педагогики


Проект предлагает обучение по специальностям:
Классный учитель вальдорфской школы
Учитель-предметник вальдорфской школы
Родитель вальдорфской школы
Повышение квалификации
Требование к поступающим: высшее образование, готовность к личностному развитию.
Четырёхлетний очно-заочный курс
Для классных учителей.
Очные сессии четыре раза в год в каникулы, посвящённые искусствам и горизонтальному учебному плану.
Платформа педагогической поддержки - два раза в месяц онлайн-встречи с преподавателем-специалистом.
Чат по предметам и по классам. В чате каждого класса и предмета происходит обмен материалами между участниками, опытные учителя отвечают на вопросы участников.
Записи лекций преподавателей семинара и мастерских.
Учителя-предметники
Очные сессии четыре раза в год в каникулы, посвящённые искусствам и горизонтальному учебному плану.
Встречи выходного дня учителей предметников один раз в два месяца очно.
Платформа педагогической поддержки  - два раза в месяц онлайн-встречи с преподавателем-специалистом.
Чат по предметам и по классам. В чате каждого класса и предмета происходит обмен материалами между участниками, опытные учителя отвечают на вопросы участников.
Записи лекций преподавателей семинара и мастерских.
Повышение квалификации
Очные сессии четыре раза в год в каникулы, посвящённые искусствам и горизонтальному учебному плану.
Встречи выходного дня по конкретным темам.
Родитель вальдорфской школы
Индивидуальный учебный план – комбинация из существующих блоков для учителей.
Куратор сопровождает каждого участника, помогая в организации учебного процесса.
Преподаватель-тьютор предоставляется по отдельной договорённости с учителем или со школой, если школа не может обеспечить помощь учителю своими силами. Тьютор смотрит уроки вживую или в видеозаписи, помогая выстроить учебный процесс в течение года. Встречи два раза в месяц с анализом уроков.
В наш проект мы приглашаем всех, кто хочет сделать шаг в своём развитии.
Для работы в школе нужны взрослые люди с успешным жизненным опытом, любящие детей и заинтересованные в
развитии общества. Такими были первые учителя вальдорфской школы. Педагогов с опытом там было несколько человек. В основном – высокообразованные люди, вдохновлённые
возможностью принять участие в проекте.
Наши преподаватели:
Михаил Пицхелаури, Ирина Ханукова, Елена Терехова, Любовь Красноперова, Маргарита Баркан,
Михаил Стародубцев, Тамара Исаева, Луиджи Фьюмара, Сергей Ивашкин, Артём Ивашкин,
Вероника Шустова, Андрей Лемехов, Оксана Каплина, Ирина Шатрова, Наталья Фершукова, Дмитрий Щербатенко, Галина Щербатенко, Ольга Ковалёва. Наши украинские коллеги, Елена
Лиходед, Ольга Комарницкая.
Мы открыты к сотрудничеству и  будем приглашать много разных преподавателей. Это тоже часть
нашей концепции – дать возможность взглянуть на преподавание с разных сторон, глазами
разных преподавателей.
На очных сессиях будет много практического искусства. Будем развивать креативность, умение увидеть внутреннюю взаимосвязь предметов через заложенные в них свойства, качества, процессы.
Онлайн Платформа педагогической поддержки даёт возможность постоянного взаимодействия с опытными наставниками. Учитель получает готовые методы работы по классам, обзор эпох, учебные планы. Всегда есть возможность задать вопрос по ситуации в классе.
Живые встречи выходного дня ставят своей целью проработать с учителями те темы, которые нельзя разобрать онлайн.
Возможно участие в отдельных блоках  Недель искусств, в Платформе педагогической поддержки, в очных встречах выходного дня предметников.
Возможно предоставление педагогического сопровождения и сопровождения организационного развития для отдельного учителя и для молодой школьной инициативы или маленькой школы.
Участникам проекта, нуждающимся в документах о вальдорфском образовании, предоставляется возможность защитить диплом. К диплому допускаются участники по рекомендации тьютора.
Очные встречи состоятся:
Август 2021  16 - 22 
Ноябрь 2021  1 – 7
Март 2022  28 - апрель 3
Май 2022   2 – 6

Встречи выходного дня будут спланированы по мере формирования предметных групп учителей.
Стоимость участия в одной очной сессии 7 т. руб.
Стоимость участия в Платформе педагогической поддержки (две онлайн встречи и участие в групповом чате) - 2 т. р. в месяц.
Индивидуальное тьюторство учителя два раза в месяц – 6 т. р.
Для классных учителей 4 очных встречи, 18 онлайн, чат) 64 т. р. в год.
Встречи выходного дня 3 т. р.
Все вопросы в мессенджеры +7 917 813 3000, +7 925 740 37 12 и на почту seyatelrdv@gmail.com регистрация 
https://probuzhdenievoli.ru/artweek
 


Приглашение выпускника калужской вальдорфской школы в деревню Киреево трудиться на земле

Дорогие друзья!
Публикуем здесь приглашение для неравнодушных людей, любящих живую природу, свою землю и труд:

"Привет, меня зовут Артём. 
Мне 24 года. 
Я выпускник калужской вальдорфской школы "Школа на Воскресенской". 
С осени я живу и работаю в хозяйстве при нашей школе в деревне Киреево. Так как, в основном, я работаю один, мне нужен напарник.

У нас здесь много птиц, есть козы, овцы, свиньи и коровы. За всеми надо следить и ухаживать, а также заниматься строительством помещений фермы. Надо приложить много сил, чтобы место жило. 
В хозяйстве можно найти дело по себе, заняться чем-то своим, например, пчеловодством или хлебопечением, сыроварением. 
Недалеко от фермы находится территория школьного летнего лагеря. Летом сюда приезжают ученики на практику, поэтому летом есть работа и с детьми. 
Хозяйство в Киреево задумывалось как место, куда могут приезжать люди разного возраста, желающие  через простой, настоящий труд испытать и укрепить себя. Особенно это место должно быть интересно будущим фермерам, желающим связать свою жизнь с биодинамическим сельским хозяйством, будущим вальдорфским педагогам, да и просто хорошим людям, соскучившимся по  человеческому труду и  человеческим отношениям. 
Жду вопросов, не всегда могу ответить по телефону, но готов написать в WhatsApp /telegram или перезвонить.
89109179853
89533208032 (на этом номере только мессенджеры).

С уважением,
Артемий Кырчанов"



Вышла в свет обновленная версия брошюры Михаила Пицхелаури "Гётеанизм"

Нынешний год проходит под знаком Гётеанизма и феноменологии.
В продолжении темы всероссийской февральской педагогической конференции, Советом Ассоциации вальдорфских школ России инициирован проект издания брошюры Михаила Пицхелаури "Гётеанизм".
К Собранию Ассоциации 17 апреля 2021 брошюра в обновленной версии была​ издана тиражом 200 экземпляров и, в значительной степени, уже разошлась по читателям из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, Иркутска, Томска, Владимира, Воронежа, Саратова, Рязани,​ Крыма и Сочи.
Возможность получить свежие экземпляры "Гётеанизма" у вас еще есть. Для этого можно перечислить средства в размере 250 руб. за один экземпляр на карту, привязанную к номеру телефона 8 9181339898​ (Татьяна Юрьевна В.), написать на этот номер сообщение об оплате и, после, можно получить брошюру в московской школе "Путь Зерна" (у секретаря школы).
Полезного вам чтения!
    


Проект «Вальдорфская аудиокнига»

стремится расширить аудиторию. На данный момент это YouTube-канал, на котором размещаются ролики антропософских, вальдорфских авторов, аудиофайлы с произведениями для детей и взрослых.
Произведения как уже изданных авторов, в сотрудничестве и с разрешения издательств (например «Наири»), так и по книгам, которые давно не переиздавались или же не издавались вообще - самиздатовские рукописи.
Сказки для детей дошкольного, школьного возраста и постарше.
Проект дает жизнь книгам в новой, востребованной в современной эпохе, форме, дает понять, как наработанное антропософскими направлениями может соучаствовать, присутствовать, а людям сегодня реализовать свой потенциал.
В данном случае, (и это основа проекта)- искусству рецитации предстать перед широкой аудиторией в своих самостоятельных возможностях.  Прочтение текста рецитатором - это не актерское или иное прочтение, а выражение того потенциала, отношения к Слову, которое дает нам искусство Рецитации.
Каждый файл, глава, отдельная сказка иллюстрируется художниками из сообщества. Например, такая книга как «Сказки о цветах» Михаэля Бауэра была издана много лет назад и без иллюстраций. На призыв поучаствовать в такой работе откликнулись несколько художников. И теперь, пройдя такой плодотворный период поддержки аудитории читателей в Facebook в тот сложный карантинный год, когда сама работа стала поддержкой, она может быть издана. 
Приглашаем к участию переводчиков, так как много непереведённой литературы, а также художников, учителей живописи, - это возможность поучаствовать, попробовать свои силы в новом формате работы.
Проект не монетизируется в привычном смысле. Монетизацией является появление новых форм приложения творческих сил участников, членов нашего антропософского сообщества. Приглашаем к участию людей, имеющих опыт в издательском деле.
Адрес канала 
https://youtube.com/channel/UC1qJFAYSmcedUfD-Lvq_fkw.
Аудиофайлы на канале лучше всего прослушивать с раздела «плейлисты».
По всем вопросам обращайтесь к координатору проекта Муллагалиевой Резеде. 

Mullagalieva.rezeda@ya.ru
Вальдорфская аудиокнига - YouTubeyoutube.com
 



 
Каталог организаций альтернативного образования России

Проект Альтернативное образование в России предлагает нам свою платформу - каталог организаций, связанных с альтернативным образованием в России.
На безвозмездной основе.
Каталог предназначен для информирования родителей об организациях и инициативах из сферы альтернативного образования, а также для облегчения поиска возможных вариантов обучения детей.
Если ваша школа / инициатива заинтересована в расширении и привлечении новых семей в свой круг, заходите, пожалуйста на сайт и регистрируйте свою инициативу.
Ссылка для регистрации : 
https://alternativnoeobrazovanie.ru/

 

 
Список вальдорфских инициатив России и СНГ

                                         
Обращаем ваше внимание, на изменение адреса сайта со списком вальдорфских инициатив России и СНГ.
Теперь адрес такой:

http://prowaldorf.nesudobro.ru
Список с адресами и контактными телефонами детских садов, студий и школ поддерживается в актуальном состоянии.
В случае, если ваша инициатива сменила место, адрес электронной почты или номер телефона, а также намерена расширить свои контакты и пополнить этот список, можно обращаться к администратору сайта Алексею Жилову по новому адресу почты: info@nesudobro.ru




 
Список вальдорфских инициатив мира 

Предлагаем вашему вниманию обновленную версию общего списка вальдорфских школ и вальдорфских детских садов по всему миру, а также учебных заведений для вальдорфских воспитателей и вальдорфских учителей. Вы можете найти список на сайте Ассоциации вальдорфских школ России, пройдя по ссылке:

http://waldorf-russia.ru/activity/news/241/
Мы просим вальдорфские детские сады, вальдорфские школы и образовательные учреждения проверить свои контактные и прочие данные и уведомить составителей об изменениях.
Для исправления или дополнения в список вальдорфских детских садов и учебных заведений по подготовке педагогов, можно обращаться сюда:
l.radysh@iaswece.org
Для исправления или дополнения в список вальдорфских школ и учебных заведений по подготовке учителей, пожалуйста, пишите сюда:
berlin@freunde-waldorf.de
Если вы хотите узнать, как может быть включена в список ваша школа, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться по адресу: berlin@freunde-waldorf.de или в Педагогическую секцию в Гетеануме paed.sektion@goetheanum.ch. Если у вас имеются вопросы о внесении в список вальдорфских детских садов, обращайтесь в Ассоциацию Международных детских садов (IASWECE) info@iaswece.org .
Благодарим за вашу помощь в обновлении!