Вестник вальдорфского сообщества N 42/ январь 2022

31.01.2022
Вестник вальдорфского сообщества N 42/ январь 2022

​ ​ ​ ​ ​

Вестник вальдорфского сообщества подготовлен информационным центром Ассоциации вальдорфских школ России​

Всероссийская научно-практическая​ конференция​ учителей вальдорфских школ
Воронеж
18 - 20 февраля 2022

Приглашаем вас на ежегодную Всероссийскую конференцию учителей вальдорфских школ в Воронеж!​
Тема конференции этого года:
«Жизнь и профессия учителя в духе времени»
Предлагаем вместе посмотреть и поразмышлять над такими
вопросами :
Как можно сегодня в жизнедеятельности школы и учителя сотрудничать с духовным миром: Духом времени, Духом народа, локальными духовными существами?
Как учителю и родителю внутренне готовить себя к подлинно педагогической встрече с ребенком?
В чем сегодня проявляются Дух времени и силы, которые ему противостоят?
К чему нас ведет Дух русского народа?
Как мы формируем предметное содержание, методику и практику из духовных задач и вызовов современности?
Как родителям по-настоящему встретиться и взаимодействовать с духовным водителем школы, воспринять подлинное существо ее социального организма?
Какова социальная миссия вальдорфской педагогики, и каковы пути ее воплощения?
Какова роль искусства в развитии ребенка, человека?
Как методы преподавания в вальдорфской школе влияют на становление детей - от детей с особенностями в развитии до самых способных?
Мы предлагаем провести конференцию в формате открытого пространства. Есть заявленные вопросы. Все желающие могут к этим вопросам присоединиться и их обсуждать, собирая идеи для представления в общем кругу.
Отдельными тематическими группами будут вестись занятия с приглашёнными специалистами.​

Наши преподаватели:
Тамара Николаевна Исаева​
«Инклюзия - вызов времени. Как на него отвечает вальдорфская школа?»
Практическая группа «Вопросы о трудных детях»

Александр Михайлович Цвелик
«Внутренняя работа учителя - исток преподавания»
Как приходят к этой работе?​
Духовно-научный образ человека, данный Рудольфом Штайнером, как опора самостоятельной внутренней работы учителя.
«Камень Основы». Рассмотрение, переживание, реализация. Речь и движение. Совместная работа в группе
«Пластическое начало, реализуемое в мышлении учителя»
Преодоление «предметного разделения»​ на пути целостного видения развития ребенка.​
Пластицирование, как вспомогательный инструмент наблюдения процесса собственного мышления.
О побуждении к теме:​
«Существует необходимость признания духовного мира как единой основополагающей реальности».
Этот призыв Рудольфа Штайнера прозвучал в 1911 году. Тогда это было предупреждением духовного исследователя о недостаточности материалистической картины мира. Сегодня мы видим уже ее плоды: сознание, отвернувшееся от духовных творческих источников, толкает человечество к разрушению культуры, духовной и физической гибели.​ ​
Наконец должна быть найдена опора - в духе!​
Но духовное не может действовать само по себе, оно нуждается в признании и принятии людьми, практической реализации.
Истинное, жизненное признание приходит не теоретическим путем, а путем непосредственного переживания. К нему мы и обратимся: к опыту.
Только из осознанного обращения к работе с благими духовными силами становления мира возможно сегодня исполнение миссии человека в целом, и учителя - в частности.

Ольга Владимировна​ Розанова и Людмила Николаевна Гуделайтис
"Три ключевых силы в воспитании"​
По одноименному докладу Р. Штайнера из цикла лекций о духовной антропологии.​
Как работать в младшей, средней и старшей школе с искусством, чтобы соответствовать законам возрастного развития ребёнка.​
Как укрепить учителя, чтобы он мог это сделать. Мы раскроем тему через искусство эвритмии и изобразительное искусство.​
В течение трех дней мы представим возраст за возрастом.
Построение занятия:
20 минут рассказ: введение в данный возраст с точки зрения искусства,​
45 мин эвритмия
60 мин изобразительное искусство.​ ​

Сергей Петрович Ивашкин​
Роль и права родителей в вальдорфской школе. Как развивать самостоятельность детей, учителей, родителей.​

О ведущих конференции:

Александр Михайлович Цвелик
Художник-педагог, художественный терапевт (живопись, графика, пластика (лепка), движение, речевые упражнения), работа с биографическим консультированием.
Педагог Вальдорфских школ ( Диплом Международного семинара Вальдорфской педагогики 1991, Москва)​ ​
Преподаватель вальдорфских педагогических семинаров, лечебных педагогов, воспитателей детских садов.
Ведущий своего передвижного семинара по живописи, лепке и истории мирового искусства и художественной культуры, художественный терапевт.
Участник международного объединения Ботмеровской гимнастики – bothmer movement international (Диплом 2009 г.)

Людмила Николаевна Гуделайтис​
С 1976 года - художественное образование и работа по специальности "Графический дизайн",​
С 1992 года - художник-педагог ( РГПУ им. А.И. Герцена), работа в художественных школах города.​
С 1992 по 2001 год​ вела уроки живописи и лепки в вальдорфском классе при государственной школе.​
2002 год - лечебный педагог и социальный терапевт.​
Диплом медицинской секции свободной высшей школы духовной науки (Дорнах, Швейцария),​
Свободная академия антропософской лечебной педагогики и социальной терапии (Бад Болл, Германия).
После завершения образования проходила стажировку в Германии (Нюрнберг).​
С 2003 до 2015 года работала в коррекционной школе 8 типа с детьми в классах «Особый ребёнок».
В 2011 году вместе с Мартином Гулль в рамках сообщества Антропософских искусств (Санкт – Петербург) основала школу художественной терапии в Санкт- Петербурге.
С 2016 года Антропософский художественный терапевт. Диплом медицинской​ секции. Дорнах.
В 2019 году в рамках сообщества Антропософских искусств (Санкт – Петербург)​ основала школу изобразительного искусства им. Максимилиана Волошина, где является ведущим педагогом по сегодняшний день.
Руководитель школы художественной терапии (Санкт-Петербург).​

Ольга Владимировна Розанова
1996 году закончила двухгодичный Вальдорфский Педагогический семинар под руководством Николая Петерсена в Санкт-Петербурге.
В 2000 году получила диплом об эвритмическом образовании. Образование под руководством Инге Шварц, Тилле Баркхофф, Марии Шайли.​
После завершения эвритмического образования проходила стажировку у ведущих мастеров эвритмии:
- в Швейцарии у Ангелы Лохер (руководителя сценической группы​ Гетеанума в 1960х-1970х годах)
- в Австрии у Елизаветы Яковлевны Райманн фон Сиверс (ученицы​ Татьяны Киселёвой)
- в Германии у Рут Баркхофф, Клаудии Райзингер (педагога и руководителя​ Берлинской школы эвритмии).​
С 2003 по 2009 года вела уроки эвритмии в вальдорфском классе при государственной школе.​
С 2003 года и по сегодняшний день ведёт эвритмию в детском саду.
В 2007 году завершила образование по терапевтической эвритмии в Москве под руководством Маргрит Хич-Шиндлер. С 2007 года ведёт практику как терапевтический эвритмист.
В 2011 году вместе с Рут Баркхофф в рамках сообщества Антропософских искусств (Санкт – Петербург) основала школу эвритмии им. Андрея Белого, где является ведущим педагогом по сегодняшний день.
В 2018 вместе с Маргаритой Денисовой, Беатом Ноппер, Каролой Адам принимала участие в открытии школы терапевтической эвритмии им. Трудде Теттер, СПб (руководитель Маргрит Хич- Шиндлер).
В настоящее время является ведущим педагогом этой школы.

Тамара Николаевна Исаева - кандидат педагогических наук, доцент Института детства МПГУ, лечебный педагог. Основатель лечебно-педагогической школы «Школа св. Георгия».
Координатор и доцент образовательных проектов по подготовке лечебных педагогов,​ член Международного Совета по образованию в области лечебной педагогики и социальной терапии (Кассель, Германия), председатель Правления «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций» в России.

Сергей Петрович Ивашкин – дважды классный вальдорфской учитель, консультант личностного и организационного развития ИМО, Координатор Платформы педагогической поддержки, представитель Ассоциации вальдорфских школ России в Европейском совете для вальдорфского образования.

Программа конференции

Взнос за участие в конференции:
- 3000 руб. для представителей школ, членов Ассоциации
- 4000 руб. для всех желающих.​
Место проведения: Воронежская вальдорфская школа «Радуга»,
Адрес: Воронежская область Новоусманский район село Бабяково, ул. Зазеркальная 1
Проезд:
От ж.д вокзала​ автобусы № 310 и №302: посадка на кольце напротив «Центроторга» Ехать нужно до остановки
«Бабяковский ипподром», откуда до школы 2 км -возможен организованный подвоз гостей на машинах.
310 автобус
6-50, 7-30, 8-30, 9-15, 9-55,
302 автобус
7-10, 9-00, 10-15
Проживание возможно в школе. Взнос за проживание в сутки 250 руб. В школе есть матрасы. Если планируете остановиться в школе, обязательно возьмите с собой спальник и сменную
обувь.
Питание в школе.
Завтрак 150 руб.
Обед 300 руб.
Ужин 150 руб.
Чайная пауза 100 руб.

Регистрация на конференцию​ здесь

Просим участников регистрироваться заранее, чтобы у организаторов была возможность получше подготовиться к этой встрече. До 14 февраля 2022 желательно отправить форму.​
В ближайшие дни мы продолжим публиковать подробности конференции на нашем сайте.​
Ждем вас на нашей ежегодной конференции, дорогие учителя, родители, все интересующиеся!​

Встреча молодых эвритмистов
Москва
30 января 2022

Предлагаем вашему вниманию приглашение эвритмического проекта:
"Мы в поиске молодых людей 18-25 лет, мечтающих о реальном серьезном сценическом опыте, посвящённом эвритмии.
В июне 2022 года мы покажем в рамках Международной конференции ASD постановку по мотивам «Пророческой былины».
Репетиции в Москве завершатся в июне выступлениями в России - в
Москве, Екатеринбурге и Вологде, а возможно, и в Германии.
Вас будет сопровождать довольно уникальная для эвритмического сообщества постановочная команда: театральный режиссёр-хореограф физического театра (постановка вошла в лонглист «Золотой маски»), организатор эвритмического сообщества и форума в России, художник по свету-номинант «Золотой маски» и другие очень талантливые специалисты сцены.
Нам важен опыт эвритмии, но даже при отсутствии оного мы готовы рассматривать участников со сценическим опытом или танцевальным.
Если вам интересно подробнее узнать о проекте и условиях участия, пишите нам в личные сообщения или на адрес: eurythmie@yandex.ru
Встреча в Москве состоится 30 января 2022, где мы расскажем детали, посмотрим друг на друга и сформируем команду участников.
Ждем ваших заявок!"


Помощь сообщества коллегам из Ясной Слободы
Друзья, неравнодушные, каждый кто готов откликнуться!
Давайте поддержим жителей поселения Ясная Слобода, которым нужна наша помощь:
В Ясной Слободе за короткие 3-4 часа сгорел дотла гостевой дом, в котором временно размещалась семья учительницы. Все, слава Богу, живы.
Если у вас есть отклик помочь, ниже ссылка для сбора денег в помощь семье Полины и Николая, потерявших дом:
https://www.tinkoff.ru/cf/5VXUAvNzMBa
А эта ссылка для сбора помощи семье Влады и Тимура, потерявших в пожаре все личные вещи:
https://www.tinkoff.ru/cf/7CJ8CFIogT1




Вечер памяти Рут Дубах (3.04.1929 - 25.11.2021)

5 февраля 2022 в 18 часов в помещении «Антропософского общества в России» в Москве состоится вечер, посвящённый памяти Рут Дубах, швейцарской актрисы, открывшей для многих искусство речи, данное Рудольфом Штейнером – рецитацию.
Рут Дубах с 1993 года 10 лет приезжала в Москву два раза в год.
В программе вечера: прозвучит музыка И.С.Баха – любимого композитора Рут Дубах, биографию Рут Дубах представит Елена Красоткина (Дорнах, Швейцария), прозвучат стихи Рут Дубах на немецком и русском языках в исполнении ее учениц: Елены Красоткиной, Ирины Сгибневой, Нины Самохиной, Ольги Ивановой. Стихи Андрея Белого и Владимира Соловьева, с которыми Рут Дубах работала с группой в Москве, прозвучат в исполнении речевого хора. Своими воспоминаниями о работе с Рут Дубах, о ее личности и ее творческой натуре поделятся ее ученики и московские друзья.​
Вечер состоится по адресу: Нащокинский переулок, дом 6 кв. 3 (вход со двора по домофону «3»). Проезд до ст. м. «Кропоткинская» (выход к Гоголевскому бульвару).
Телефон для справок: 8 495 695 09 64
В программе возможны изменения.
Организаторы вечера памяти: Елена Красоткина (Швейцария) и Ольга Пронина (Москва)




Семинар старшей школы
Зеленоград
19–22 февраля 2022

В августе продолжил работу семинар старшей школы, поставивший своей задачей выработать новые формы общих понятий, которые используются на уроках в старшей школе (9класс), а также связей между предметами (9класс). Семинаристы находили соответствия между числовыми последовательностями и математическим построением Онегинской строфы, двигались в пространстве по форме Пушкинского стиха, соединяя форму с геометрической прогрессией. Ведущим мотивом семинара был идеализм, который рассмотрели с точки зрения Античной философии (Сократ, Платон).
На семинаре присутствовали учителя старших школ Ярославля, Зеленограда, Самары, Жуковского, Москвы, Калуги, Санкт-Петербурга. В феврале будем исследовать основные мотивы «Фауста» Гёте как ведущего произведения Пятой Культурной эпохи, в математике -проективная геометрия.

Дорогие единомышленники!
Приглашаем вас на семинар старшей школы (9-11 класс) по предметам русский язык, литература и математика.
​​Несколько слов о ведущих семинара:
Анастасия Боронина: преподаватель живописи и эвритмии в вальдорфской школе Ярославля, руководитель школы искусств Вырица, президент международного фонда Arteum, (Дорнах), руководитель двухгодичного семинара для учителей живописи и искусства, член творческого союза художников России, член ассоциации искусствоведов России, организатор и куратор выставок, работник школы практической философии.
Елена Сергеева: преподаватель русского языка и литературы.
Владислава Елиферова: преподаватель математики.
Стоимость семинара 2 500 рублей. Кофе-паузы включены в стоимость семинара.
Есть возможность проживания в школе (привезти с собой спальный мешок).
Мы запланировали совместную работу, рассчитанную на 4 семинара, учителей литературы и математики:
1 семинар 2020 с 20 (вечер) по 23 августа (утро-день) – Ярославль
2 семинар 2021 с 19 по 22 февраля – Зеленоград
3 семинар 2021 с 19 по 22 августа – Ярославль
4 семинар 2022 с 19 по 22 февраля – Зеленоград.
Учителя литературы и математики, не принявшие участие в первой встрече, но желающие совместно работать, могут написать заявку на двухгодичный семинар по адресу:​ pavlikkk-n@live.ru​ Павленко Наталья, тел.+79807039194
На отдельные модули заявки не принимаются, так как семинар предполагает целостное обучение.




Курс по педагогической эвритмии
Москва
В сентябре 2021 в Москве стартовал курс по педагогической эвритмии. Этот курс предназначен для практикующих преподавателей эвритмии, студентов эвритмического образования, свободных слушателей, которые занимаются эвритмией в различных группах. Задача курса: познакомить студентов с педагогическими упражнениями и их возрастными задачами, с основными формами Р. Штайнера для эвритмии, а также научить отбирать материалы с учетом возраста.
На курсе работают доценты с большим школьным опытом, владеющие практическим и теоретическим материалом по педагогической эвритмии: Светлана Артамошина и Ольга Герасимова (Санкт-Петербург), доцент Периодического Вальдорфского семинара Владимир Пегов (Смоленск). Все преподаватели имеют опыт преподавания для взрослых, неоднократно проводили семинары и курсы по профессиональной подготовке, располагают разнообразными учебными материалами и публикациями.
В 2022 году состоится 5 встреч, которые проходят раз в месяц, по выходным. Каждая встреча посвящена определенному классу и возрасту.
Дополнительно в январе и июне состоятся встречи, на которых будет рассмотрен вертикальный учебный план по эвритмии (как меняются задачи одного и того же упражнения в разном возрасте, как меняются методы работы с упражнениями в зависимости от возраста). Также в январе будет проведен курс, посвященный особенностям возраста и основным темам учебной программы Вальдорфской школы.
После каждой очной встречи преподаватели продолжают общаться удаленно: отвечают на вопросы, размещают рабочие материалы, рассматривают материалы, предоставленные студентами.
7 января 2022 Ретроспектива классов и упражнений (общий обзор)
Эвритмия С.Артамошина
8-9 января 2022 Лекции В. А. Пегова по педагогике. Эвритмия О. Герасимова
29-30 января 2022 Эвритмия 8 класс Ольга Герасимова
26-27 февраля 2022 Эвритмия 5 класс Светлана Артамошина
26-27 марта 2022 Эвритмия 10 класс Ольга Герасимова
30 мая -1 апреля 2022 Эвритмия 6 класс Светлана Артамошина
28-29 мая 2022 Эвритмия 11 класс Ольга Герасимова
17-18 июня 2022 Эвритмия (все классы) Андреа Прёль (участие уточняется)
20-26 июня 2022 Завершающая неделя: Ретроспектива упражнений и классов (общий обзор). Всю информацию о семинаре
можно получить у координатора проекта: Татьяна Корнева, телефон для связи +7 926 590 0026
e-mail: korsika76@gmail.com




Конференция​ проектов старших классов "Учимся менять мир"
Воронеж
5 - 7 марта 2022

Дорогие учителя, ученики 10-12 классов и выпускники вальдорфских школ, приглашаем вас на конференцию проектов для старшеклассников “Учимся менять мир”!
Конференция посвящена проектной деятельности и у нее несколько задач:
● обменяться друг с другом опытом и идеями
● создать пространство, в котором старшеклассники смогут в процессе
совместной работы пообщаться со сверстниками
● дать возможность тем, кто сделал хорошие проекты выступить с ними и
получить обратную связь
● научиться рождать идеи для проектов, воплощать свои идеи в жизнь и представлять свои проекты другим
● вдохновить ребят на создание новых сильных проектов.
В этом году мы разделяем участников на три потока по мастер-классам:
1) для тех, кто только начинает делать проект
2) для тех, кто уже выбрал тему и работает над
проектом
3) для тех, у кого есть готовый проект.
Вне зависимости от готовности проекта мы будем вместе играть, гулять и вдохновляться интересными проектами.
Конференция предполагает много инициативы и активности, поэтому мы приглашаем только заинтересованных учеников. Из 9 класса мы приглашаем только тех, кто готов выступить со своим проектом.
Ученики школы могут приехать на конференцию только в сопровождении педагога.
Мы также очень ждем коллег, интересующихся этой темой - хочется конструктивного диалога и вдохновения от совместной работы.
Конференция пройдет в Воронеже, в школе “Радуга”.
С 5 по 7 марта 2022 г.
В течение всей конференции участники вместе с педагогами живут в школе.
Стоимость с питанием и проживанием для участников - 4500 руб., для педагогов -
2800 руб.
Подать заявку на участие вашей школы необходимо до 30 января 2022​ по ссылке:
https://forms.gle/8hyyEeQhVkprvC2k7
Каждому ученику надо так же заполнить отдельную заявку:
https://forms.gle/v33mzggobymUB5fa9
Условия проживания:
Все участники конференции и сопровождающие педагоги проживают в школе в течение​ всей конференции и принимают участие во всех общих мероприятиях. Ученики спят в своих спальниках на школьных матах.
Питание включено в стоимость и осуществляется централизованно.
Для представления на конференции мы принимаем проекты, удовлетворяющие следующим требованиям:
1. Наличие продукта (результата, который для кого-то представляет
ценность).
2. Наличие подготовленного устного доклада, включающего:
постановку цели и задач проекта
информацию об этапах работы над проектом
теоретическую составляющую проекта (исследование, анализ источников) продукт результаты и выводы.
3. Наличие компьютерной презентации:
- легко читающейся, аккуратно оформленной с точки зрения размера шрифта и подобранных цветов
​ - содержащей информацию о названии проекта, ФИО ученика, ФИО руководителя, список источников
​ - слайды презентации не должны быть перегружены информацией, применение анимации – минимальное, только в необходимых случаях
​ - текст на слайде не нужно зачитывать, его необходимо излагать своими словами.
Если у вас остались вопросы, мы с радостью ответим на них по электронной почте​ waldorfclub@1060.ru
Молодежный Вальдорфский клуб школы им. Пинского (Бланк Д.А., Карасёва А.Д.,
Акимов Д.В., Новиков П.А., Завьялова Е.В.)




Международная конференция по терапевтической эвритмии
Санкт-Петербург
29 июня - 3 июля 2022

Дорогие друзья, интересующиеся терапевтической эвритмией!​
Сердечно приглашаем вас принять участие в международной конференции, посвященной 100-летнему юбилею терапевтической эвритмии.​
Приглашая вас в нашу «северную столицу»,​ Санкт-Петербург, мы вспоминаем предыдущую, 2-ю международную​
конференцию по терапевтической эвритмии, состоявшуюся в 2016 г.​ в Дорнахе и подарившую всем нам незабываемую атмосферу встреч​ с членами нашего всемирного профессионального содружества.​
Именно тогда родилась идея передать эстафету​ проведения следующих конференций другим странам,​ чтобы смогли зазвучать «ответные лучи с периферии».
Мы будем рады новой встрече во время праздника Иоанна,​ в самое светлое время года (белые ночи) в Санкт-Петербурге!
В программе конференции лекции, занятия терапевтической​ эвритмией, мастер-классы, совместные презентации эвритмистов и врачей, художественные выступления эвритмических группиз Москвы и Санкт-Петербурга, и многое другое.

Лекции:
Д-р Вильбург Келлер-Рот
• Эвритмия. Развитие нового искусства на основе эстетики Гёте.
• Человек раскрывает себя: жесты и цвета пяти гласных звуков.
• Превращение формы в ритм. Двоякое воздействие лечебноэвритмических
согласных — на формирование головы и на процессы обмена веществ.
• Двенадцать оздоровительных упражнений, показанных всем. Силы Луны,
Солнца и зодиака в развитии человека; их влияние на формирование органов.
• Путь посвящения в курсе лекций по лечебной эвритмии. Шестая лекция
как общая картина этого пути.
Д-р Марион Дебус
• Онкологические заболевания с позиции антропософской медицины.
ЭВРИТМИЯ
Пиркко Оллилайнен, д-р Марион Дебус
• ТЭ при онкологических заболеваниях.
​ Хана Адамцова
• Как мне сохранить здоровье?
​ РАБОЧИЕ ГРУППЫ
​ Модераторы: Марина Меличева, Вадим Сиволобов
• ТЭ в детских садах
Модераторы: Маргарита Денисова, Денис Кошечкин
• ТЭ в школах
​ Модераторы: Лидия Шпак, Евгения Майорова
• ТЭ в лечебной педагогике
​ Модераторы: Хелена Ахтиайнен, Пирьо Вахвиала, Тило Риболд
• ТЭ с людьми пожилого возраста
Мы будем рады организовать нашу конференцию таким образом, чтобы​
все желающие могли принять в ней наиболее активное участие.​
Если у вас есть небольшие сообщения, презентации, интересные и важные​
идеи, которыми вы хотите поделиться, пожалуйста, пишите нам,
и мы с радостью предоставим вам возможность выступить​
в рабочих группах, которые будут координироваться модераторами.​
Место проведения конференции:
Санкт-Петербург, пр-т КИМа, д. 1, «Центр искусства воспитания»
Заявки на конференцию, предложения и вопросы просьба присылать
Маргарите Денисовой на адрес​ margo.denisova@gmail.com
Лидия Шпак на адрес​ lidia-ws@rambler.ru
Коференция по терапевтической эвритмиии, расписание:
https://disk.yandex.ru/d/rMcfArY5HdIdeA





Платформа​ педагогической поддержки учителей и родителей
Полная информация на сайте​ https://probuzhdenievoli.ru/therped
Лечебная педагогика
В этом году на Платформе педагогической поддержки будет представлена лечебная педагогика. Всё больше пограничных детей приходит в каждый класс наших школ. И каждому педагогу приходится отвечать на жизненные вопросы, на которые раньше отвечал специально обученный педагог. Поэтому мы договорились о сотрудничестве с наиболее опытным преподавателем в области лечебной педагогики – Тамарой Исаевой. Тамара Николаевна будет давать лекции и работать с практическими вопросами.
Начало встреч - 6 октября 2021
Далее - по средам один раз в две недели в 16.00
Наши встречи – это прежде всего обсуждение вопросов, которые все чаще возникают у учителя перед ребенком, не вписывающегося в привычный размеренный ритм школьной жизни, и не овладевающего академическими знаниями.
• В центре внимания будут внешне видимые события и их внутреннее воздействие на когнитивную, эмоционально-чувственную и волевую сферу ребенка.
• Как встретиться и понять душевный мир такого ученика, и как согласуются активности учителя в отношении выбора направлений и сфер деятельности?
• Какие приоритеты должны быть расставлены при обучении ребенка с особенностями в конкретном классе и в среде школы?
• В ходе наших встреч мы обратимся также к рассмотрению некоторых базовых тем лечебной педагогики, без которых выстраивание стратегии и тактики педагогического воздействия будет затруднено. В основе такой работы будут использоваться художественные и практические приемы работы.
Алгоритм занятий: обозначенная тема раскрывается с точки зрения ее интерпретации в лечебной педагогике с последующим обсуждением реальных ситуаций и случаев из вашей практики, школьной жизни.
Длительность встреч - 3 часа: 16.00–17.30 и 17.45–19.15
Программа курса:
Занятие 1 и 2​ ​
6 и 20 октября​ 2021​ ​ ​ ​ ​ ​
Здоровое и нарушенное развитие. Взгляд лечебного педагога на «НЕздоровое развитие» ребенка.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 3 и 4​ ​
12 ноября и 1 декабря​ 2021​ ​ ​ ​ ​ ​
Движущие силы развития ребенка. Феномены возраста при здоровом и нарушенном развитии. Критерии оценки возрастной зрелости.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 5 и 6​ ​
15 декабря 2021 и 19 января 2022
Педагогический закон. Самовоспитание и саморазвитие педагога как условие терапевтических отношений педагога и ребенка.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 7 и 8​ ​
2 и 16 февраля 2022​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
Типология нарушений в лечебной педагогике. Конституциональные типы и терапевтические подходы помощи.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 9 и 10
2 и 15 марта​ 2022​ ​ ​ ​ ​ ​
Базовые подходы в лечебно-педагогической диагностике. Конференция о ребенке как социальный процесс.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 11 и 12​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
6 и 20 апреля 2022
Принципы разработка и составление программы помощи ребенку при нарушениях.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
https://probuzhdenievoli.ru/therped
Творческая мастерская Елены Тереховой.
​ Это не просто биология. Просто биология была в прошлом году и вы можете посмотреть видеозаписи лекций. Вот как о своём новом курсе рассказывает автор:
«Творческая мастерская».
Главная идея наших встреч -​ рассмотрение темы метапредметных связей​ на примере эпох различных ступеней обучения. Главной задачей является
расширение возможностей учителя при подготовке к урокам.
Тема обращает нас к проработке смысла метапредметности. Это станет основой исследования и понимания материала, который изучается в биологии на старших ступенях обучения. Прежде​ ​ это затрагивает любого учителя как деятеля.
Основные подходы к изучению и исследованию методом «от частного к целому» и «от целого к частному» создает возможность выполнять задачу расширения картины мира и дает переживание взаимосвязей.
Встречи будут проходить 1 раз в месяц, всего за год 8 встреч, в основе каждой встречи темы 11 класса, которые могут иметь отклик в темах различных ступеней обучения:
Уровни жизни. Дифференцировка клеток. (Феноменология, о чем она?)
Эукариоты и прокариоты. (Простое и сложное)
Свойства живого. (Жизненные процессы)
Генетика (Форма и содержание. Что такое информация?)
Деление клетки (Как мы делимся опытом?)
Строение белка (Объективное и субъективное. Непрерывность развития. Что в основе живого?)
Клеточный центр (От знания к незнанию. Опыт разотождествления. Что такое новое?)
Митохондрии (Отношение, как процесс. Что я ищу за знаниями?)
https://probuzhdenievoli.ru/biology
Живая математика Эриха Виттмана 1 – 4 класс
Исследовательская группа Екатерины Стародубцевой и Натальи Глянц.​
Это возможность выстроить математическое мышление естественным образом.
Исследовательская группа для учителей 1-5 классов, частных учителей и репетиторов по математике, родителей.
Встречи - по субботам один раз в две недели.
Приблизительный общий план для каждой встречи (кроме вводной):
Обсуждение результатов практических проб и вопросов в формате «коучингового круга».
Теоретическая «вводная», совместное решение исследовательских задач и продуктивных упражнений, обсуждение.
Выбор темы и заданий для практических проб на предстоящие 2 недели до следующей встречи.
Особые акценты в работе исследовательской группы:​ ​ ​ ​
1 .​ Математическое моделирование как средство для знакомства с математическими законами и явлениями, продуктивной тренировки арифметических навыков, обоснования рассуждений при решении задач.​
2.​ Работа над пониманием взаимосвязей, отношений и закономерностей в математике.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
3. Поддержка индивидуальных образовательных траекторий детей с разным уровнем математических способностей в рамках общего учебного процесса.​ ​ ​ ​ ​ ​
4. Эффективный подход к тренировке и автоматизации базовых вычислительных навыков.​ ​ ​ ​ ​ ​
5. Диагностирование учебных трудностей на ранних этапах их возникновения.​ ​ ​ ​ ​
6. Решение исследовательских математических задач​ и многоуровневых заданий​ как способ реализации принципа "естественной дифференциации", развития математического мышления, математической речи, навыков взаимодействия и продуктивной работы в команде.​ ​ ​ ​ ​ ​
7. Социальное обучение, смена / расширение подхода «солирующей педагогики» в преподавании математики.
https://probuzhdenievoli.ru/witt





Обновленная версия брошюры Михаила Пицхелаури "Гётеанизм"

В продолжении темы всероссийской февральской педагогической конференции​ Советом Ассоциации вальдорфских школ России инициирован проект издания брошюры Михаила Пицхелаури "Гётеанизм".
К Собранию Ассоциации 17 апреля 2021 брошюра в обновленной версии была​ издана тиражом 200 экземпляров и, в значительной степени, уже разошлась по читателям из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, Иркутска, Томска, Владимира, Воронежа, Саратова, Рязани,​ Крыма и Сочи.
Возможность получить свежие экземпляры "Гётеанизма" у вас еще есть (в наличии есть несколько​ экземпляров). Для этого можно перечислить средства в размере 250 руб. за один экземпляр на карту, привязанную к номеру телефона 8 9181339898​ (Татьяна Юрьевна В.), написать на этот номер сообщение об оплате и, после, можно получить брошюру в московской школе "Путь Зерна" (у секретаря школы).
Полезного вам чтения!
​ ​ ​




Каталог организаций альтернативного образования​ России

Проект Альтернативное образование в России предлагает нам свою платформу - каталог организаций, связанных с альтернативным образованием в России.
На безвозмездной основе.
Каталог предназначен для информирования родителей об организациях и инициативах из сферы альтернативного образования, а также для облегчения поиска возможных вариантов обучения детей.
Если ваша школа/инициатива заинтересована в расширении и привлечении новых семей в свой круг, заходите, пожалуйста, на сайт и регистрируйте свою инициативу.
Ссылка для регистрации : https://alternativnoeobrazovanie.ru/





Список вальдорфских инициатив России и СНГ

​ Обращаем ваше внимание, на изменение адреса сайта со списком вальдорфских инициатив России и СНГ.
Теперь адрес такой:
http://prowaldorf.nesudobro.ru
Список с адресами и контактными телефонами детских садов, студий и школ поддерживается в актуальном состоянии.
В случае, если ваша инициатива сменила место, адрес электронной почты или номер телефона, а также намерена расширить свои контакты и пополнить этот список, можно обращаться к администратору сайта Алексею Жилову по новому адресу почты: info@nesudobro.ru





Список вальдорфских инициатив мира​

Предлагаем вашему вниманию обновленную версию общего списка вальдорфских школ и вальдорфских детских садов по всему миру, а также учебных заведений для вальдорфских воспитателей и вальдорфских учителей. Вы можете найти список на сайте Ассоциации вальдорфских школ России, пройдя по ссылке:
http://waldorf-russia.ru/activity/news/241/
Мы просим вальдорфские детские сады, вальдорфские школы и образовательные учреждения проверить свои контактные и прочие данные и уведомить составителей об изменениях.
Для исправления или дополнения в список вальдорфских детских садов и учебных заведений по подготовке педагогов, можно обращаться сюда:
l.radysh@iaswece.org
Для исправления или дополнения в список вальдорфских школ и учебных заведений по подготовке учителей, пожалуйста, пишите сюда:
berlin@freunde-waldorf.de
Если вы хотите узнать, как может быть включена в список ваша школа, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться по адресу: berlin@freunde-waldorf.de или в Педагогическую секцию в Гетеануме paed.sektion@goetheanum.ch. Если у вас имеются вопросы о внесении в список вальдорфских детских садов, обращайтесь в Ассоциацию Международных детских садов (IASWECE) info@iaswece.org .
Благодарим за вашу помощь в обновлении!