Итоги Всероссийской научно-практической конференции вальдорфских учителей

01.03.2022
Итоги Всероссийской научно-практической конференции вальдорфских учителей






Друзья, хотим поделиться с вами обзором прошедшей ежегодной Всероссийской конференции учителей вальдорфских школ в Воронеже! 

Более 80 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Зеленограда, Владимира, Ярославля, Самары, Калуги, Чебоксар, и, конечно же, из Воронежа  - учителя, родители, сотрудники школ в эти три дня стали участниками конференции.
Чувство единства, море вдохновения, радость общения и познания нового, музыка движения и много светлых воспоминаний  - мы славно потрудились и увезли  частичку всего этого с собой в душе, каждый в свой регион, в свою инициативу, в свой дом.

Предлагаем вашему вниманию отзывы участников:

Сковычева Ольга, Москва: 
- Конференция стала для меня важным событием, поддержавшим ощущение причастности к сообществу, позволившим подняться над рутиной, подумать о том, что важно в профессии, работе и жизни. Группа Натальи Овчинниковой  и Александра Цвелика помогла осмыслить и структурировать свой небольшой опыт, там я почерпнула новые идеи и вдохновение для своей работы, получила представление о предстоящем пути.
Я рада знакомству с Воронежской школой, очень вдохновило, что здесь столько включённых родителей. Надеюсь, и школа тоже получила прилив душевных и духовных сил от собравшихся коллег.
Мне кажется - хорошая практика проводить конференции на базе разных школ.
Ещё для меня очень важны кулуары: дорога с коллегами туда и обратно, обсуждения в комнате и т.д. В этой связи очень благодарна за возможность жить в школе.
К сожалению, не попала на круговые танцы народов мира и своими не поделилась. Зато удалось дополнительно порисовать с Натальей.
Эвритмическая и художественная совместная группа Ольги Розановой и Людмилы Гуделайтис дала опыт совмещения разных искусств, укрепила телесно и душевно.
А наша постановка Камня основы позволила его прожить и дала силы для собственной духовной работы и направления усилий на растворение вражды и помощь тем близким и знакомым, которым сейчас особенно тяжело.

Нина Минина, Санкт-Петербург:
 - После конференции в Воронеже я поделилась со своими пятиклассниками тем, что ощутила себя там жителем Древней Греции. Когда твоя жизнь проходит среди людей, но иногда в неё заглядывают Боги с Олимпа. Они беседуют с тобой, чем-то делятся, а потом уходят по своим делам. А ты идёшь по своим. Но ты уже чуть другой. Наполненный и вдохновлённый, с зародившимися идеями и новыми ракурсами. Хочется выразить огромную благодарность Тамаре Николаевне Исаевой, Александру Михайловичу Цвелику, Ольге Владимировне Розановой, Людмиле Николаевне Гуделайтис, Наталье Александровне Овчинниковой, Сергею Петровичу Ивашкину за то, чем и как они делятся с другими. Отдельное сердечное спасибо принимающей стороне за удивительно сердечное внимание и заботу!

Елена Шевцова, Воронеж:
 - Вы можете согласиться с выводами, или нет, или не со всеми, однако считаю важным представить РЕЗУЛЬТАТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ на тему «ДУХ ВРЕМЕНИ» под руководством Сергея Ивашкина.
В какое время мы живем? Какие вызовы стоят перед нами? Что происходит и в каком направлении мы коллективно двигаемся?
Вот что у нас получилось:
1. Дети стали другими и требуют иного подхода. И это говорит о том, что нам нужно измениться самим.
2. Импульс живого и настоящего, который несем мы и наша педагогика, включает в себя необходимость сохранения и возрождения Земли, развития в человеке человеческого. Мы находимся в ответственной точке, которая определяет кто будет впереди – человек или робот?
3. Это время осознанного и ответственного выбора, который должен сделать каждый человек, лично: в каком мире ему жить – в «Мире ангелов» (для людей, соединенных со своими духом и душой) или в «Мире роботов» (под управлением искусственного интеллекта, с оцифровкой всех процессов, так называемый новый мировой порядок). Названия миров выбраны условно. Особенно важно сделать своевременный выбор, если у вас дети, чтобы их не увлекло в «Мир роботов» (увлечение гаджетами, компьютерными играми и т.п.). 
4. На глобальном уровне стоит тема заботы о земле, природе, но также параллельно могут проявляться мнимые, фиктивные формы заботы об экологии, с возможностью на этом заработать.
5. Поиск духовного – учений, сообществ, единомышленников, через возвращение к своим корням и традициям, для установления непосредственного контакта человека с духовным миром, природой. Снижается потребность в религии как социальном институте и посреднике между Богом и человеком.
6. Стремление к так называемым «сверхспособностям» (путем самосовершенствования через поиск духовности, или путем трансгуманизма, зависит от личного выбора).
7. Растет ответственность каждого человека на разных уровнях: на уровне семьи, двора, школы, улицы, сообщества. Переход от коллективной ответственности (на уровне партий, государства, управляющих органов) к личной ответственности.
8. Импульс объединения и создания новых сообществ, в перспективе с возможностью самообеспечения. Все большее значение для образования новых связей приобретают личные контакты. Также происходит переустановление связей, люди группируются по принципу своего отношения к происходящему (например, из-за разных точек зрения на вакцинацию).
9. Вместе с разрушением важных жизнеобеспечивающих структур (медицина, образование), отсутствием реальной поддержки в государстве общечеловеческих ценностей и культуры, с усилением контроля со стороны государства пропадает его значимость, как формы организации общества.
10. «Достигаторство» как модель поведения перестает быть ведущей. Цели, достижение которых связано с конкуренцией, уже не в приоритете. Становится важен сам процесс, приходит «женский способ» делания через интуицию, эмпатию, из любви к делу, из отклика на зов души и сердца. Появляется необходимость слияния логического мышления с чувствованием - себя, другого человека, процесса, ситуации. Делать в диалоге друг с другом.
11. Уход от стандартизации, в приоритете индивидуальный, творческий, креативный подход к различным процессам. При схожих результатах пути достижения, наборы используемых личных качеств могут различаться. Уход от стандартных путей решения одного и того же вопроса. «Когда приходит проблема, это значит я готов ее решить.» Любой вызов – это путь развития.
12. Ускорение событий, процессов, реализации идей. Путь от мысли до ее реализации занимает меньше времени.
13. В текущем многообразии проявить себя становится сложнее. Потеря необходимости в экспертности отдельных людей, связанная с доступностью и многообразием информации. Времена «гуру» прошли.
14. Возможность обернуться и посмотреть на все предыдущие фазы развития с уровня его принятия, интегрируя предыдущий опыт (на личном и цивилизационном уровнях). Потребность в исцелении травм прошлого (коллективных и индивидуальных).
15. Созидательные процессы и взаимодействие между людьми строятся не на принципах взаимовыгоды и дефицитарного сознания, а на принципах альтруизма, служения, коллективного управления, в гармонии с миром, ощущая себя его частью, с пониманием единства группы и без страха саморазрушения, если мы что-то отдаем, дарим.
16. Надо уметь регулярно пересобираться и переосмысливать, что истинно, а что ложно, что правильно, а что неправильно, на фоне многоукладности, удовлетворения многочисленных потребностей человека – в зависимости от того, чем они вызваны – реальной необходимостью или иллюзией, порожденной технологической революцией и раскруткой всех последующих маховиков. С этим и связано текущее положение человека, влияние на него глобализации, и, одновременно, атомизации (социального разобщения). Давление на нас растет, но это наш собственный выбор, когда мы встали на линию времени со своими потребностями, ложными и истинными.
17. Требования к собственному самоуправлению растут глобально. Это самоуправление собой в себе – в своем внутреннем мире, и собой – в сообществе, где я другой.
18. Будущее создается здесь и сейчас, не нужно растрачивать свою энергию на борьбу с нежелаемым, а создавать свое альтернативное общество.
19. Есть ощущение, что сейчас функция школы – это не знания, которые даются, а решение социальных вопросов, вопросов общения и обновления коммуникаций, умения слушать, этичного поведения.
«Только сообщество может противостоять злу. И только в сообществе ты найдешь ответы, которые будут приняты этим сообществом. Только если мы вместе поговорили и договорились, а я поучаствовал в этом, я готов это выполнять».
С благодарностью Сергею Петровичу Ивашкину за проделанную с нами работу. И приглашаю к обсуждению.

Татьяна Качалова, Владимир:
 - Я не знаю, кто это придумал. Но это был самый впечатляющий курс по искусствам за все мои 30 лет в вальдорфе: совместный трёхдневный семинар эвритмистки Ольги Владимировны Розановой и художницы Людмилы Николаевны Гуделайтис.
Каждый, кто хоть немного соприкасался с вальдорфской педагогикой, знает, что здесь есть уроки музыки и пения, рисования, живописи, лепки, эвритмии и ботмеровской гимнастики. Что здесь много внимания уделяют слову и речи, а ритм является ключевым во всех сферах педагогической деятельности - от принципов создания учебного плана, построения дня, недели, месяца, года, и, заканчивая условиями здоровья и истинного развития ребёнка.
На учительской конференции в Воронеже все искусства сошлись в одном как единое целое, которое оказывается неделимым по сути, если знаешь взаимосвязи между искусствами. Такие знакомые искусства словно повернулись к нам и открылись с неожиданной стороны.
Чёрно-белое рисование - графика, как процесс внутренней борьбы и поиска мира в собственной душе.
Шесть основных цветов, как основа для поиска индивидуального золота.
Музыкальные интервалы, как возможность не только выражать настроение, но и управлять эмоциями, менять характер и саму жизнь.
За три дня мы буквально по-другому начали смотреть на жизнь, природу, людей.
Такой подход к искусствам не просто учит рисовать, лепить или двигаться, он учит вниманию - как это делать, чтобы понимать происходящее в себе и окружающем мире.
Этот практикум назывался "Три ключевые силы в воспитании. Как работать в школе с искусством в соответствии с законами возрастного развития ребёнка. Как укрепить учителя, чтобы он мог это делать".
А я для себя назвала его одним словом - Волшебство, потому что он о том, как учителю стать всемогущим волшебником.
Если возможно, я бы рекомендовала Ольге Владимировне и Людмиле Николаевне предложить этот 3х-дневный семинар как выездной, по приглашению школ. Тогда не только учителя, но и родители каждой школы могли бы прикоснуться к этому волшебству и выстроить в своих душах истинный путь познания.
Сердечно благодарю О.В. Розанову и Л.Н. Гуделайтис за доставленное счастье.   
Мы благодарим за отзывы и будем рады новым!
Продолжим публиковать дополнительно поступающие отзывы участников конференции на сайте Ассоциации вальдорфских школ России.