Вестник вальдорфского сообщества N43/февраль 2022

09.03.2022
Вестник вальдорфского сообщества N43/февраль 2022

​ ​ ​ ​ ​

Вестник вальдорфского сообщества подготовлен информационным центром Ассоциации вальдорфских школ России​


Итоги Всероссийской​ научно-практической​ конференции учителей вальдорфских школ​
Воронеж
18 - 20 февраля 2022

Друзья, хотим поделиться с вами обзором​ прошедшей​ ежегодной​ Всероссийской​ конференции​ учителей вальдорфских школ в Воронеже!​
Более 80 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Зеленограда, Владимира, Ярославля, Самары, Калуги, Чебоксар, и, конечно же, из Воронежа​ - учителя, родители, сотрудники школ​ в эти три дня стали участниками конференции.
Чувство единства,​ море вдохновения, радость общения и познания нового, музыка​ движения​ и много светлых воспоминаний​ - мы славно потрудились и увезли​ ​частичку всего этого с собой в душе, каждый в свой регион, в свою инициативу, в свой дом.

Предлагаем вашему вниманию отзывы участников:

Сковычева Ольга, Москва:​
- Конференция стала для меня важным событием, поддержавшим ощущение причастности к сообществу, позволившим подняться над рутиной, подумать о том, что важно в профессии, работе и жизни. Группа Натальи Овчинниковой​ и Александра Цвелика помогла осмыслить и структурировать свой небольшой опыт, там я почерпнула новые идеи и вдохновение для своей работы, получила представление о предстоящем пути.
Я рада знакомству с​ Воронежской школой, очень вдохновило, что здесь столько​ включённых родителей. Надеюсь, и школа тоже получила прилив душевных и духовных сил от собравшихся коллег.
Мне кажется - хорошая практика проводить конференции на базе разных школ.
Ещё для меня очень важны кулуары: дорога с коллегами туда и обратно, обсуждения в комнате и т.д. В этой связи очень благодарна за возможность жить в школе.
К сожалению, не попала на круговые танцы народов мира и своими не поделилась. Зато удалось дополнительно порисовать с Натальей.
Эвритмическая и художественная совместная группа Ольги Розановой и Людмилы Гуделайтис​ дала опыт совмещения разных искусств,​ укрепила телесно и душевно.
А наша постановка Камня основы позволила его прожить и дала силы для собственной духовной работы и направления усилий на растворение вражды и помощь тем близким и знакомым, которым сейчас особенно тяжело.

Нина Минина, Санкт-Петербург:
​ - После конференции в Воронеже я поделилась со своими пятиклассниками тем, что ощутила себя там жителем Древней Греции. Когда твоя жизнь проходит среди людей, но иногда в неё заглядывают Боги с Олимпа. Они беседуют с тобой, чем-то делятся, а потом уходят по своим делам. А ты идёшь по своим. Но ты уже чуть другой. Наполненный и вдохновлённый, с зародившимися идеями и новыми ракурсами. Хочется выразить огромную благодарность Тамаре Николаевне Исаевой, Александру Михайловичу Цвелику, Ольге Владимировне Розановой, Людмиле Николаевне Гуделайтис, Наталье Александровне Овчинниковой, Сергею Петровичу Ивашкину за то, чем и как они делятся с другими. Отдельное сердечное спасибо принимающей стороне за удивительно сердечное внимание и заботу!

Елена Шевцова, Воронеж:
​ - Вы можете согласиться с выводами, или нет, или не со всеми, однако считаю важным представить РЕЗУЛЬТАТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ на тему «ДУХ ВРЕМЕНИ» под руководством​ Сергея​ Ивашкина.
В какое время мы живем? Какие вызовы стоят перед нами? Что происходит и в каком направлении мы коллективно двигаемся?
Вот что у нас получилось:
1. Дети стали другими и требуют иного подхода. И это говорит о том, что нам нужно измениться самим.
2. Импульс живого и настоящего, который несем мы и наша педагогика, включает в себя необходимость сохранения и возрождения Земли, развития в человеке человеческого. Мы находимся в ответственной точке, которая определяет кто будет впереди – человек или робот?
3. Это время осознанного и ответственного выбора, который должен сделать каждый человек, лично:​ в каком мире ему жить – в «Мире ангелов» (для людей, соединенных со своими духом и душой) или в «Мире роботов» (под управлением искусственного интеллекта, с оцифровкой всех процессов, так называемый новый мировой порядок). Названия миров выбраны условно. Особенно важно сделать своевременный выбор, если у вас дети, чтобы их не увлекло в «Мир роботов» (увлечение гаджетами, компьютерными играми и т.п.).​
4. На глобальном уровне стоит тема заботы о земле, природе, но также параллельно могут проявляться мнимые, фиктивные формы заботы об экологии, с возможностью на этом заработать.
5. Поиск духовного – учений, сообществ, единомышленников, через возвращение к своим корням и традициям, для установления непосредственного контакта человека с духовным миром, природой. Снижается потребность в религии как социальном институте и посреднике между Богом и человеком.
6. Стремление к так называемым «сверхспособностям» (путем самосовершенствования через поиск духовности, или путем трансгуманизма, зависит от личного выбора).
7. Растет ответственность каждого человека на разных уровнях: на уровне семьи, двора, школы, улицы, сообщества.​ Переход от коллективной ответственности (на уровне партий, государства, управляющих органов) к личной ответственности.
8. Импульс объединения и создания новых сообществ, в перспективе с возможностью самообеспечения. Все большее значение для образования новых связей приобретают личные контакты. Также происходит переустановление связей, люди группируются по принципу своего отношения к происходящему (например, из-за разных точек зрения на вакцинацию).
9. Вместе с разрушением важных жизнеобеспечивающих структур (медицина, образование), отсутствием реальной поддержки в государстве общечеловеческих ценностей и культуры, с усилением контроля со стороны государства пропадает его значимость, как формы организации общества.
10. «Достигаторство» как модель поведения перестает быть ведущей.​ Цели, достижение которых связано с конкуренцией, уже не в приоритете. Становится важен сам процесс, приходит «женский способ» делания через интуицию, эмпатию, из любви к делу, из отклика на зов души и сердца. Появляется необходимость слияния логического мышления с чувствованием - себя, другого человека, процесса, ситуации. Делать в диалоге друг с другом.
11. Уход от стандартизации, в приоритете индивидуальный, творческий, креативный подход к различным процессам. При схожих результатах пути достижения, наборы используемых личных качеств могут различаться. Уход от стандартных путей решения одного и того же вопроса. «Когда приходит проблема, это значит я готов ее решить.» Любой вызов – это путь развития.
12. Ускорение событий, процессов, реализации идей. Путь от мысли до ее реализации занимает меньше времени.
13. В текущем многообразии проявить себя становится сложнее. Потеря необходимости в экспертности отдельных людей, связанная с доступностью и многообразием информации. Времена «гуру» прошли.
14. Возможность обернуться и посмотреть на все предыдущие фазы развития с уровня его принятия, интегрируя предыдущий опыт (на личном и цивилизационном уровнях). Потребность в исцелении травм прошлого (коллективных и индивидуальных).
15. Созидательные процессы и взаимодействие между людьми строятся не на принципах взаимовыгоды и дефицитарного сознания, а на принципах альтруизма, служения, коллективного управления,​ в гармонии с миром, ощущая себя его частью, с пониманием единства группы и без страха саморазрушения, если мы что-то отдаем, дарим.
16. Надо уметь регулярно пересобираться и переосмысливать, что истинно, а что ложно, что правильно, а что неправильно, на фоне многоукладности, удовлетворения многочисленных потребностей человека – в зависимости от того, чем они вызваны – реальной необходимостью или иллюзией, порожденной технологической революцией и раскруткой всех последующих маховиков. С этим и связано текущее положение человека, влияние​ на него глобализации, и, одновременно, атомизации (социального разобщения). Давление на нас растет, но это наш собственный выбор, когда мы встали на линию времени со своими потребностями, ложными и истинными.
17. Требования к собственному самоуправлению растут глобально. Это самоуправление собой в себе – в своем внутреннем мире, и собой – в сообществе, где я другой.
18. Будущее создается здесь и сейчас, не нужно растрачивать свою энергию на борьбу с нежелаемым, а создавать свое альтернативное общество.
19. Есть ощущение, что сейчас функция школы – это не знания, которые даются, а решение социальных вопросов, вопросов общения и обновления коммуникаций, умения слушать, этичного поведения.
«Только сообщество может противостоять злу. И только в сообществе ты найдешь ответы, которые будут приняты этим сообществом. Только если мы вместе поговорили и договорились, а я поучаствовал в этом, я готов это выполнять».
С благодарностью Сергею Петровичу Ивашкину за проделанную с нами работу. И приглашаю к обсуждению.

Татьяна Качалова, Владимир:
​ - Я не знаю, кто это придумал.​ Но это был самый впечатляющий курс по искусствам за все мои 30 лет в вальдорфе: совместный трёхдневный семинар эвритмистки Ольги Владимировны Розановой и художницы​ Людмилы Николаевны Гуделайтис.
Каждый, кто хоть немного соприкасался с вальдорфской педагогикой, знает, что здесь есть уроки музыки и пения, рисования, живописи, лепки, эвритмии и ботмеровской гимнастики. Что здесь много внимания уделяют слову и речи, а ритм является ключевым во всех сферах педагогической деятельности - от принципов создания учебного плана, построения дня, недели, месяца, года, и, заканчивая условиями здоровья и истинного развития ребёнка.
На учительской конференции в Воронеже все искусства сошлись в одном​ как единое целое, которое оказывается неделимым по сути, если знаешь взаимосвязи между искусствами.​ Такие знакомые искусства словно повернулись к нам и​ открылись с неожиданной стороны.
Чёрно-белое рисование -​ графика, как процесс внутренней борьбы и поиска мира в собственной душе.
Шесть основных цветов, как основа для​ поиска индивидуального золота.
Музыкальные интервалы, как возможность не только выражать настроение, но и управлять эмоциями, менять характер и саму жизнь.
За три дня мы буквально по-другому начали смотреть на жизнь, природу, людей.
Такой подход к искусствам не просто учит рисовать, лепить или двигаться, он​ учит​ вниманию - как это делать, чтобы понимать происходящее в себе и окружающем мире.
Этот практикум​ назывался​ "Три ключевые силы в воспитании. Как работать в школе с искусством в соответствии с законами возрастного развития ребёнка. Как укрепить учителя, чтобы он мог это делать".
А я для себя назвала его одним словом - Волшебство, потому что он о том, как учителю стать всемогущим волшебником.
Если​ возможно, я бы рекомендовала Ольге Владимировне и Людмиле Николаевне предложить этот 3х-дневный семинар как выездной, по приглашению школ. Тогда не только учителя, но и родители каждой школы могли бы прикоснуться к этому волшебству и выстроить в своих душах истинный путь познания.
Сердечно благодарю О.В. Розанову и Л.Н. Гуделайтис за доставленное счастье.​

Мы благодарим за отзывы и будем рады новым!
Продолжим публиковать дополнительно поступающие отзывы участников конференции на сайте Ассоциации вальдорфских школ России.​




Конференция​ проектов старших классов "Учимся менять мир"
Зеленоград
5 - 7 марта 2022

Дорогие учителя, ученики 10-12 классов и выпускники вальдорфских школ, приглашаем вас на конференцию проектов для старшеклассников “Учимся менять мир”!
Конференция посвящена проектной деятельности и у нее несколько задач:
● обменяться друг с другом опытом и идеями
● создать пространство, в котором старшеклассники смогут в процессе
совместной работы пообщаться со сверстниками
● дать возможность тем, кто сделал хорошие проекты выступить с ними и
получить обратную связь
● научиться рождать идеи для проектов, воплощать свои идеи в жизнь и представлять свои проекты другим
● вдохновить ребят на создание новых сильных проектов.
В этом году мы разделяем участников на три потока по мастер-классам:
1) для тех, кто только начинает делать проект
2) для тех, кто уже выбрал тему и работает над
проектом
3) для тех, у кого есть готовый проект.
Вне зависимости от готовности проекта мы будем вместе играть, гулять и вдохновляться интересными проектами.
Конференция предполагает много инициативы и активности, поэтому мы приглашаем только заинтересованных учеников. Из 9 класса мы приглашаем только тех, кто готов выступить со своим проектом.
Ученики школы могут приехать на конференцию только в сопровождении педагога.
Мы также очень ждем коллег, интересующихся этой темой - хочется конструктивного диалога и вдохновения от совместной работы.
Конференция пройдет в Воронеже, в школе “Радуга”.
С 5 по 7 марта 2022 г.
В течение всей конференции участники вместе с педагогами живут в школе.
Стоимость с питанием и проживанием для участников - 4500 руб., для педагогов -
2800 руб.
Подать заявку на участие вашей школы необходимо было до 30 января 2022​ по ссылке:
https://forms.gle/8hyyEeQhVkprvC2k7
Каждому ученику надо так же заполнить отдельную заявку:
https://forms.gle/v33mzggobymUB5fa9
Условия проживания:
Все участники конференции и сопровождающие педагоги проживают в школе в течение​ всей конференции и принимают участие во всех общих мероприятиях. Ученики спят в своих спальниках на школьных матах.
Питание включено в стоимость и осуществляется централизованно.
Для представления на конференции мы принимаем проекты, удовлетворяющие следующим требованиям:
1. Наличие продукта (результата, который для кого-то представляет
ценность).
2. Наличие подготовленного устного доклада, включающего:
постановку цели и задач проекта
информацию об этапах работы над проектом
теоретическую составляющую проекта (исследование, анализ источников) продукт результаты и выводы.
3. Наличие компьютерной презентации:
- легко читающейся, аккуратно оформленной с точки зрения размера шрифта и подобранных цветов
​ - содержащей информацию о названии проекта, ФИО ученика, ФИО руководителя, список источников
​ - слайды презентации не должны быть перегружены информацией, применение анимации – минимальное, только в необходимых случаях
​ - текст на слайде не нужно зачитывать, его необходимо излагать своими словами.
Если у вас остались вопросы, мы с радостью ответим на них по электронной почте​ waldorfclub@1060.ru
Молодежный Вальдорфский клуб школы им. Пинского (Бланк Д.А., Карасёва А.Д.,
Акимов Д.В., Новиков П.А., Завьялова Е.В.)




Семинары Татьяны Павловой
Томск 11-14 марта​
Новосибирск 18-21 марта

Ситуация в мире и, особенно, в России, требует от каждого человека не просто эмоциональной реакции, а ясного сознания, душевного равновесия, через которое могут действовать те силы Духа, которые способны преобразовать зло в добро. И ещё нужно осознавать действительные возможности человека, используя которые мы можем творить в мире. Именно этому посвящены антропософские семинары, которые пройдут в марте в Томске и Новосибирске.

11-14 марта
Томск
Семинар Ессе Homo - Cе Человек
Наш семинар Ессе Хомо представляет собой экскурс в человековедение, освещающий путь человеческой души от момента, предшествующего рождению на Земле, до полного раскрытия самосознания в зрелые годы. Он может быть интересен каждому, кто хотел бы сознательно идти по жизни, развивая мужество в познании и стремлении к свободе и любовь к Жизни, Истине и Человеку.

18-20 марта
Новосибирск и он-лайн в Zoom
Семинар "Космическое причастие человечества"
На нашем семинаре мы посмотрим на отношения человека и космоса с непривычного ракурса, который будет способствовать расширению сознания участников и семинара и укреплению их творческого потенциала.

19-21 марта
Новосибирск
Семинар -тренинг "Через запад на восток"
Мы предлагаем участникам этого тренинга объединить антропософский (западный) путь развития мышления и укрепления души с 8-мичленным (восточным) путем воспитания воли, пришедшим из традиций буддизма. Мы также рассмотрим возможности и принципы формирования собственного индивидуального пути саморазвития и самовоспитания, который можно сформировать для себя.​ ​

Ведущая семинаров Павлова Татьяна-антропософский психолог, психотерапевт и арт-терапевт.
Татьяна Ивановна проводит авторские семинары и читает лекции в разных странах, принимает участие как лектор и ведущая рабочих групп в международных конференциях, в том числе, в центре развития вальдорфской педагогики и антропософской медицины в Гетеануме (Швейцария).​
Личный сайт​ http://anthropos-psycho.org/

Подробные расписания семинаров по ссылке​ http://project3766595.tilda.ws/​ и по телефонам
+7 (913) 913 7266 Ирина​
+7 (913) 773 0843 Гюзелия




Курс Введение в антропософию
22 марта -1 июня 2022

Тебе интересно самопознание, саморазвитие, духовный путь?
Ты задался вопросом о смысле жизни, о своём предназначении, о мире вокруг себя?
Ты, как родитель, выбираешь чуткое и бережное отношение к своим детям
что-то слышал про вальдорфские школы и сады, но понятия не имеешь в чём смысл?
Уже привёл ребенка в вальдорф или даже сам решил стать воспитателем или учителем, но ещё ничего не понимаешь?
Миша Пицхелаури/ Mischa Pitskhelauri (Берлин) - лечебный педагог, художник, консультант по вопросам воспитания и образования, автор и ведущий годового курса Практическая Антропософия (уникальный проект, объединивший рускоговорящих участников со всего мира: Россия, Украина, Грузия, Израиль, Латвия, США, Норвегия, Болгария), автор и ведущий Лечебно-педагогического курса (Латвия, Болгария), один из спикеров самарского вальдорфского семинара, образовательного проекта «Вальдорф без границ», специалист в области методологии мышления, автор книг „Imaginatives Denken lernen“ «Как научиться имагинативному мышлению» (на немецком) и «Переход от логического к имагинативному мышлению» (на русском). Учился и работал в социально-терапевтическом институте (Боден-Зее) 4 года, учителем в лечебно-педагогической школе 3 года, с 2010 года лечебный педагог в берлинской вальдорфской школе Freie Waldorfschule Havelhöhe (Berlin), доцент на семинарах по образованию в Германии, России, Грузии, Болгарии, Латвии. Спикер ежегодного конгресса по вопроса здоровья мужчин „Männerleben“ (Манхайм и Штутгарт).
Что будет происходить?
1. Работа над самопознанием и саморазвитием.
2. Налаживание коммуникации с самим собой, с другими людьми и с духовным миром.
3. Достижение новых идей для обновления индивидуальной, семейной и профессиональной деятельности.
Расписание занятий (время московское, уточните​ время в вашем регионе).
22 марта вторник в 19.00 Мск​
Вводная, ознакомительная о чём будет курс и с какой целью (бесплатно).
23 марта среда в 19.00 Мск
1. Анатомия и физиология человека, закономерности, а также особенности его развития и взаимосвязи со Христом.
20 апреля среда в 19.00 Мск
2. Психология познавательных процессов в их взаимосвязи с душевными переживаниями, силой воли и здоровьем.
27 апреля среда в 19.00 Мск
3. Биография. Закономерности и особенности его развития в связи с социальной жизнью и Духовым Миром.
18 мая среда в 19.00 Мск
4. Искусство. Практическое занятие по живописи, рисунку и лепке с целью сопереживания и осознания душевных процессов.
25 мая среда в 19.00 Мск
5. Чтение работ Рудольфа Штайнера. Практическое занятие по работы над сложным текстом.
01 июня среда в 19.00 Мск
6. Медитации. Практическое занятие по медитации. Медитация для преодоления Страха.
Встречаемся 2 раза в месяц, курс 3 месяца, по средам с 19 до 20:30 Мск (время московское, уточните пжл время в вашем регионе).
Каждый месяц 2 лекции по 1,5 часа + записи занятий + активный чат телеграм (где можно общаться, задавать вопросы по лекциям и выкладывать свои работы).
Присоединиться к курсу:​ https://forms.gle/6nX5jKdPTXZM52wF8
На связи:​ +79204262287 (WhatsApp, Telegram),​ 297dana@gmail.com​ Дана
Интересны отзывы реальных участников наших курсов и семинаров?
Спросите у них:
https://www.facebook.com/dana.georgievna
https://www.facebook.com/tatyana.zhorova
https://www.facebook.com/leosasa.sasha
https://www.facebook.com/elena.abramova
https://www.facebook.com/radoslava.angelova
https://www.facebook.com/Elena.alferova.fominikh
https://www.facebook.com/profile.php?id=100001151799288




Семинар Клауса Вешле "Лесная практика в 9 классе"
Калужская область
10 - 15 апреля 2022

Дорогие друзья, классные руководители, учителя старших классов и родители!
Приглашаем Вас на цикл семинаров по организации практик для учеников старших классов с Клаусом Вешле (Веймар, Германия).​
​ «Формирование и оживление земли через труд человека».
Клаус получил образование в сфере сельского хозяйства, учился в университете агронауке и геологии, на вальдорфском семинаре в Касселе - учитель старшей школы. 20 лет работы учителем садоводства, географии, экономики в Свободной вальдорфской школе в городе Веймар (Германия). 28 лет опыта проведения лесной практики в старших классах. Вел курсы на семинаре для вальдорфских учителей в университете города Мангейм. Курсы по уходу за деревьями,​ Швеция.
Это образование состоит из четырех практико-ориентированных семинаров, основанных на идеях воспитания через практическое переживание взаимосвязей между человеком, землей и космосом, через труд на земле и уход за ней.​ ​ ​
Это образование предназначено для широкого круга взрослых, которым интересна работа с подростками в лесу и на земле.
Первый семинар​ "Лесная практика в девятом классе как ворота в старшие классы“
пройдет с​ 10 апреля по 15 апреля​ 2022​
на ферме Даниэля и Элизабет-Клары Хюнинг в​ Калужской области (д. Адамовка)
В программу входят:
- Основы человековедения в вальдорфской педагогике: характерные особенности подростков при переходе в старшие классы
- Совместное освоение культурных техник лесоводства (прореживание с валкой деревьев вручную, обрезка с помощью пил на шестах,​ веревочные техники, посадка, уход за молодым лесом для создания богатого видами смешанного и плодового леса, начиная с однообразных березовых зарослей на бывших сельскохозяйственных угодьях)
- Вечерние беседы (примеры из преподавания, истории, рассказывающие о культуре ухода за лесом на разных континентах)
- Размышления с участниками о тех новых формах обхождения с землей, которые соответствуют импульсу социальной трехчленности. Как мы можем получать лесные угодья для долгосрочного и свободного ухода вне​ управления и указаний со стороны государства, чтобы работать там со школьниками?
Конкретные вопросы организации практики - что необходимо?
Лес и климат – как связаны лесная практика с „Fridays for Future“ (Пятницы ради будущего – экологические акции​ школьников по всему миру) и с самопознанием молодого человека на фоне изменений климата

Возможный распорядок дня:​
8.00 - 8.45 - завтрак
9 -10:00 час - педагогическая работа / потом обход рабочих мест с разъяснениями и практической работой​
12:30 - 14:30 - обед​
Далее практическая работа до 17:00
18:00​ - ужин​
19:30​ - примеры из преподавания как доклад, беседы и вопросы к темам.
Место проведения семинара:​
Калужская область, Мосальский район, д. Адамовка,​ биодинамическая ферма
Условия проживания:
Собственно на ферме: можно жить в большом деревянном доме - 16 человек (с собой иметь: простыню, спальник; матрасы есть).
В д. Людково (примерно в 3 км от фермы) - в теплом старом доме - 4 человека.
В д. Трушково (примерно в 5 км от фермы) в гостях у Артура (пока под вопросом) - 4 человека.
В юрте - 10 человек.​
Питание:​ 3-х разовое
Обязательно с собой иметь: рабочую одежду, рабочие перчатки, резиновые сапоги, спальник, простыню, теплые тапочки.
Стоимость участия:
Проживание в сутки – 800 руб.
Питание в день -​ 800​ руб.
Затраты на поездку Клауса Вешле с семьей, которые участники делят между собой: 90000 руб. Предлагаем школам и инициативам подумать о коллективном взносе, чтобы у участников финансовая нагрузка была меньше.
5 дней семинара – 11000 руб., если будет 30 участников.
Добираться можно на автобусе:
Москва, автостанция Новоясеневская (Новоясеневский тупик, владение 4).​
Это м Новоясеневская, автобус​ Москва – Юхнов (Рославль) до д. Адамовка (по просьбе).​
В Мосальском районе (за д. Людково налево, 1 км в сторону Вязичии). Выход на автобусной остановке, звоните Магнусу, чтобы встретил.​
Регистрация (Ватсап​ или Телеграм):​
+7(903) 171-21-19 - Мария
​ +7(915) 157-20-85 - Марина
Пожалуйста, укажите фамилию, имя, контактные данные (телефон, e-mail), учитель/родитель
Звонить можно
с 9.00 – 15.00​ Мария: +7 (903) 171-21-19
с 15.00-22.00 Марина: +7 (915) 157-20-85​ ​
Мы будем​ рады вашим откликам.
В сердечной связи с вами,
Клаус Вешле, Даниэль и Элизабет-Клара Хюнинг, Магнус Хипп.
При возникновении вопросов по условиям участия в семинаре можно обратиться к Магнусу​
(Ватсап​ или Телеграм)​ +49 (176) 401 989 42




Вальдорфская школа Семейный лад​ (Москва) объявляет дополнительный набор учащихся в 10 класс на очную форму обучения в 2022-2023 учебном году.
Дети в ней имеют уникальную возможность становления, проходя полную программу 12-летнего образования вальдорфской школы.
Для записи на собеседование обращайтесь, пожалуйста, по телефону +74957502898
https://www.facebook.com/semeinylad




Олимпийские игры для 5 классов​
Воронеж
23 - 27 мая 2022

Очень хочется в нынешнее время сохранять добрые традиции!
Поэтому в очередной раз Воронежская школа зовёт всех пятиклассников на Олимпиаду, которую мы планируем, как обычно, проводить в живописном месте недалеко от Воронежа в с. Чертовицы на берегу реки Воронеж.
Игры будут проводиться с 23 по 27 мая (22 и 28 мая -- дни заезда* и отъезда*), включать в себя тренировки и состязания по всем видам пятиборья (бег, прыжки с места, метание копья, метание диска, борьба,), представление театральных постановок, привезённых олимпийцами и участие каждого олимпийца в искусствах и ремеслах. Искусства и ремёсла организуются силами взрослых (учителей, родителей). Подумайте, что вы сможете предложить и откликнитесь заранее, чтобы можно было понимать положение дел.
Важно! 23 мая - полноценный распланированный день с Открытием Олимпийских игр, жеребьевкой и т.д. Приезжайте в день заезда, он для этого и запланирован!
Пожалуйста, в ближайшее время откликнитесь о своей заинтересованности в Играх. Ждем!
Ждем Ваших вопросов на whatsapp, telegram или электронный адрес.
Ответственные: ​ (мама, ответственная за связь) Маркова Анастасия Александровна ​ markovaa@gmail.com ​ 89204663451
(классный​ учитель) Ключникова Елена ​ Викторовна 89202250741
kev726712@mail.ru
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​



Дорогие друзья!​
Делимся с вами идеей создания фонда поддержки вальдорфских инициатив.
Помощь может быть любой: в виде знаний, человеческой или материальной поддержки.
Для того, чтобы понимать сколько у нас инициатив, какие у них потребности, и сколько за этими инициативами стоит семей, мы создали опросник.
Просим всех участников вальдорфского сообщества заполнить прилагаемую форму
https://forms.gle/HHfh8EUJbre7CELf7
Благодарим за обратную связь!​



Международная конференция по терапевтической эвритмии
Санкт-Петербург
29 июня - 3 июля 2022

Дорогие друзья, интересующиеся терапевтической эвритмией!​
Сердечно приглашаем вас принять участие в международной конференции, посвященной 100-летнему юбилею терапевтической эвритмии.​
Приглашая вас в нашу «северную столицу»,​ Санкт-Петербург, мы вспоминаем предыдущую, 2-ю международную​
конференцию по терапевтической эвритмии, состоявшуюся в 2016 в Дорнахе и подарившую всем нам незабываемую атмосферу встреч​ с членами нашего всемирного профессионального содружества.​
Именно тогда родилась идея передать эстафету​ проведения следующих конференций другим странам,​ чтобы смогли зазвучать «ответные лучи с периферии».
Мы будем рады новой встрече во время праздника Иоанна,​ в самое светлое время года (белые ночи) в Санкт-Петербурге!
В программе конференции лекции, занятия терапевтической​ эвритмией, мастер-классы, совместные презентации эвритмистов и врачей, художественные выступления эвритмических групп из Москвы и Санкт-Петербурга, и многое другое.

Лекции:
Д-р Вильбург Келлер-Рот
• Эвритмия. Развитие нового искусства на основе эстетики Гёте.
• Человек раскрывает себя: жесты и цвета пяти гласных звуков.
• Превращение формы в ритм. Двоякое воздействие лечебно - эвритмических
согласных — на формирование головы и на процессы обмена веществ.
• Двенадцать оздоровительных упражнений, показанных всем. Силы Луны,
Солнца и зодиака в развитии человека; их влияние на формирование органов.
• Путь посвящения в курсе лекций по лечебной эвритмии. Шестая лекция
как общая картина этого пути.
Д-р Марион Дебус
• Онкологические заболевания с позиции антропософской медицины.
Эвритмия
Пиркко Оллилайнен, д-р Марион Дебус
• ТЭ при онкологических заболеваниях.
​ Хана Адамцова
• Как мне сохранить здоровье?
​ РАБОЧИЕ ГРУППЫ
​ Модераторы: Марина Меличева, Вадим Сиволобов
• ТЭ в детских садах
Модераторы: Маргарита Денисова, Денис Кошечкин
• ТЭ в школах
​ Модераторы: Лидия Шпак, Евгения Майорова
• ТЭ в лечебной педагогике
​ Модераторы: Хелена Ахтиайнен, Пирьо Вахвиала, Тило Риболд
• ТЭ с людьми пожилого возраста
Мы будем рады организовать нашу конференцию таким образом, чтобы​
все желающие могли принять в ней наиболее активное участие.​
Если у вас есть небольшие сообщения, презентации, интересные и важные​
идеи, которыми вы хотите поделиться, пожалуйста, пишите нам,
и мы с радостью предоставим вам возможность выступить​
в рабочих группах, которые будут координироваться модераторами.​
Место проведения конференции:
Санкт-Петербург, пр-т КИМа, д. 1, «Центр искусства воспитания»
Заявки на конференцию, предложения и вопросы просьба присылать
Маргарите Денисовой на адрес​ margo.denisova@gmail.com
Лидия Шпак на адрес​ lidia-ws@rambler.ru
Коференция по терапевтической эвритмиии, расписание:
https://disk.yandex.ru/d/rMcfArY5HdIdeA





Платформа​ педагогической поддержки учителей и родителей
Полная информация на сайте​ https://probuzhdenievoli.ru/therped
Лечебная педагогика
В этом году на Платформе педагогической поддержки будет представлена лечебная педагогика. Всё больше пограничных детей приходит в каждый класс наших школ. И каждому педагогу приходится отвечать на жизненные вопросы, на которые раньше отвечал специально обученный педагог. Поэтому мы договорились о сотрудничестве с наиболее опытным преподавателем в области лечебной педагогики – Тамарой Исаевой. Тамара Николаевна будет давать лекции и работать с практическими вопросами.
Начало встреч - 6 октября 2021
Далее - по средам один раз в две недели в 16.00
Наши встречи – это прежде всего обсуждение вопросов, которые все чаще возникают у учителя перед ребенком, не вписывающегося в привычный размеренный ритм школьной жизни, и не овладевающего академическими знаниями.
• В центре внимания будут внешне видимые события и их внутреннее воздействие на когнитивную, эмоционально-чувственную и волевую сферу ребенка.
• Как встретиться и понять душевный мир такого ученика, и как согласуются активности учителя в отношении выбора направлений и сфер деятельности?
• Какие приоритеты должны быть расставлены при обучении ребенка с особенностями в конкретном классе и в среде школы?
• В ходе наших встреч мы обратимся также к рассмотрению некоторых базовых тем лечебной педагогики, без которых выстраивание стратегии и тактики педагогического воздействия будет затруднено. В основе такой работы будут использоваться художественные и практические приемы работы.
Алгоритм занятий: обозначенная тема раскрывается с точки зрения ее интерпретации в лечебной педагогике с последующим обсуждением реальных ситуаций и случаев из вашей практики, школьной жизни.
Длительность встреч - 3 часа: 16.00–17.30 и 17.45–19.15
Программа курса:
Занятие 1 и 2​ ​
6 и 20 октября​ 2021​ ​ ​ ​ ​ ​
Здоровое и нарушенное развитие. Взгляд лечебного педагога на «НЕздоровое развитие» ребенка.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 3 и 4​ ​
12 ноября и 1 декабря​ 2021​ ​ ​ ​ ​ ​
Движущие силы развития ребенка. Феномены возраста при здоровом и нарушенном развитии. Критерии оценки возрастной зрелости.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 5 и 6​ ​
15 декабря 2021 и 19 января 2022
Педагогический закон. Самовоспитание и саморазвитие педагога как условие терапевтических отношений педагога и ребенка.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 7 и 8​ ​
2 и 16 февраля 2022​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
Типология нарушений в лечебной педагогике. Конституциональные типы и терапевтические подходы помощи.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 9 и 10
2 и 15 марта​ 2022​ ​ ​ ​ ​ ​
Базовые подходы в лечебно-педагогической диагностике. Конференция о ребенке как социальный процесс.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 11 и 12​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
6 и 20 апреля 2022
Принципы разработка и составление программы помощи ребенку при нарушениях.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
https://probuzhdenievoli.ru/therped
Творческая мастерская Елены Тереховой.
​ Это не просто биология. Просто биология была в прошлом году и вы можете посмотреть видеозаписи лекций. Вот как о своём новом курсе рассказывает автор:
«Творческая мастерская».
Главная идея наших встреч -​ рассмотрение темы метапредметных связей​ на примере эпох различных ступеней обучения. Главной задачей является
расширение возможностей учителя при подготовке к урокам.
Тема обращает нас к проработке смысла метапредметности. Это станет основой исследования и понимания материала, который изучается в биологии на старших ступенях обучения. Прежде​ ​ это затрагивает любого учителя как деятеля.
Основные подходы к изучению и исследованию методом «от частного к целому» и «от целого к частному» создает возможность выполнять задачу расширения картины мира и дает переживание взаимосвязей.
Встречи будут проходить 1 раз в месяц, всего за год 8 встреч, в основе каждой встречи темы 11 класса, которые могут иметь отклик в темах различных ступеней обучения:
Уровни жизни. Дифференцировка клеток. (Феноменология, о чем она?)
Эукариоты и прокариоты. (Простое и сложное)
Свойства живого. (Жизненные процессы)
Генетика (Форма и содержание. Что такое информация?)
Деление клетки (Как мы делимся опытом?)
Строение белка (Объективное и субъективное. Непрерывность развития. Что в основе живого?)
Клеточный центр (От знания к незнанию. Опыт разотождествления. Что такое новое?)
Митохондрии (Отношение, как процесс. Что я ищу за знаниями?)
https://probuzhdenievoli.ru/biology
Живая математика Эриха Виттмана 1 – 4 класс
Исследовательская группа Екатерины Стародубцевой и Натальи Глянц.​
Это возможность выстроить математическое мышление естественным образом.
Исследовательская группа для учителей 1-5 классов, частных учителей и репетиторов по математике, родителей.
Встречи - по субботам один раз в две недели.
Приблизительный общий план для каждой встречи (кроме вводной):
Обсуждение результатов практических проб и вопросов в формате «коучингового круга».
Теоретическая «вводная», совместное решение исследовательских задач и продуктивных упражнений, обсуждение.
Выбор темы и заданий для практических проб на предстоящие 2 недели до следующей встречи.
Особые акценты в работе исследовательской группы:​ ​ ​ ​
1 .​ Математическое моделирование как средство для знакомства с математическими законами и явлениями, продуктивной тренировки арифметических навыков, обоснования рассуждений при решении задач.​
2.​ Работа над пониманием взаимосвязей, отношений и закономерностей в математике.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
3. Поддержка индивидуальных образовательных траекторий детей с разным уровнем математических способностей в рамках общего учебного процесса.​ ​ ​ ​ ​ ​
4. Эффективный подход к тренировке и автоматизации базовых вычислительных навыков.​ ​ ​ ​ ​ ​
5. Диагностирование учебных трудностей на ранних этапах их возникновения.​ ​ ​ ​ ​
6. Решение исследовательских математических задач​ и многоуровневых заданий​ как способ реализации принципа "естественной дифференциации", развития математического мышления, математической речи, навыков взаимодействия и продуктивной работы в команде.​ ​ ​ ​ ​ ​
7. Социальное обучение, смена / расширение подхода «солирующей педагогики» в преподавании математики.
https://probuzhdenievoli.ru/witt



Обновленная версия брошюры Михаила Пицхелаури "Гётеанизм"

В продолжении темы всероссийской февральской педагогической конференции​ Советом Ассоциации вальдорфских школ России инициирован проект издания брошюры Михаила Пицхелаури "Гётеанизм".
К Собранию Ассоциации 17 апреля 2021 брошюра в обновленной версии была​ издана тиражом 200 экземпляров и, в значительной степени, уже разошлась по читателям из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, Иркутска, Томска, Владимира, Воронежа, Саратова, Рязани,​ Крыма и Сочи.
Возможность получить свежие экземпляры "Гётеанизма" у вас еще есть (в наличии есть несколько​ экземпляров). Для этого можно перечислить средства в размере 250 руб. за один экземпляр на карту, привязанную к номеру телефона 8 9181339898​ (Татьяна Юрьевна В.), написать на этот номер сообщение об оплате и, после, можно получить брошюру в московской школе "Путь Зерна" (у секретаря школы).
Полезного вам чтения!
​ ​ ​





Каталог организаций альтернативного образования​ России

Проект Альтернативное образование в России предлагает нам свою платформу - каталог организаций, связанных с альтернативным образованием в России.
На безвозмездной основе.
Каталог предназначен для информирования родителей об организациях и инициативах из сферы альтернативного образования, а также для облегчения поиска возможных вариантов обучения детей.
Если ваша школа/инициатива заинтересована в расширении и привлечении новых семей в свой круг, заходите, пожалуйста, на сайт и регистрируйте свою инициативу.
Ссылка для регистрации : https://alternativnoeobrazovanie.ru/






Список вальдорфских инициатив России и СНГ

​ Обращаем ваше внимание, на изменение адреса сайта со списком вальдорфских инициатив России и СНГ.
Теперь адрес такой:
http://prowaldorf.nesudobro.ru
Список с адресами и контактными телефонами детских садов, студий и школ поддерживается в актуальном состоянии.
В случае, если ваша инициатива сменила место, адрес электронной почты или номер телефона, а также намерена расширить свои контакты и пополнить этот список, можно обращаться к администратору сайта Алексею Жилову по новому адресу почты: info@nesudobro.ru






Список вальдорфских инициатив мира​

Предлагаем вашему вниманию обновленную версию общего списка вальдорфских школ и вальдорфских детских садов по всему миру, а также учебных заведений для вальдорфских воспитателей и вальдорфских учителей. Вы можете найти список на сайте Ассоциации вальдорфских школ России, пройдя по ссылке:
http://waldorf-russia.ru/activity/news/241/
Мы просим вальдорфские детские сады, вальдорфские школы и образовательные учреждения проверить свои контактные и прочие данные и уведомить составителей об изменениях.
Для исправления или дополнения в список вальдорфских детских садов и учебных заведений по подготовке педагогов, можно обращаться сюда:
l.radysh@iaswece.org
Для исправления или дополнения в список вальдорфских школ и учебных заведений по подготовке учителей, пожалуйста, пишите сюда:
berlin@freunde-waldorf.de
Если вы хотите узнать, как может быть включена в список ваша школа, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться по адресу: berlin@freunde-waldorf.de или в Педагогическую секцию в Гетеануме paed.sektion@goetheanum.ch. Если у вас имеются вопросы о внесении в список вальдорфских детских садов, обращайтесь в Ассоциацию Международных детских садов (IASWECE) info@iaswece.org .
Благодарим за вашу помощь в обновлении!












This email was sent tovolkova-t@mail.ru

why did I get this?
​ ​ ​ ​unsubscribe from this list
​ ​ ​ ​update subscription preferences

Waldorf Schools Association of Russia · Sinelnikovskaya str. d. 53, kv. 66. · Moscow 117623 · Russia

Email Marketing Powered by Mailchimp