Вестник вальдорфского сообщества N44/март 2022

01.04.2022
Вестник вальдорфского сообщества N44/март 2022

​ ​ ​ ​ ​

Вестник вальдорфского сообщества подготовлен информационным центром Ассоциации вальдорфских школ России​

!IMG_9547.JPG

Собрание Ассоциации вальдорфских школ России

​Дорогие друзья, коллеги!
Встречаемся в выходные 16-17 апреля 2022!
В Москве пройдут сразу два мероприятия для вальдорфских педагогов и родителей. 

16 апреля 2022
Долгожданное возвращение общих мероприятий в школу им.А.А. Пинского! 
Педагогический форум "Вальдорфская педагогика вчера, сегодня, завтра. Какие способности нужны нам и нашим детям в современном мире? "
Ведущие конференции, доценты семинара "Живая школа", Москва:
Мария Варламова, Евгений Холяков, Галина Случ.
В программе: короткие выступления с обозначением вопросов, работа в группах по этим вопросам,  социальная эвритмия, пленум.
Расписание форума:
10.30-11.00 регистрация. 
11.00-12.00 введение в тему. Сообщения преподавателей семинара (Мария Варламова,  Галина Случ,  Евгений Холяков) 
12.05-13.15 работа в группах 
13.15-13.45 чайная пауза
13.45-14.20 эвритмия 
14.30-15.30 пленум 
15.30 - завершающий круг мира

17 апреля 2022
Собрание Ассоциации вальдорфских школ России. 
Собрание открыто для представителей любых вальдорфских инициатив, связанных с образованием детей школьного возраста. По традиции, со стороны школ-членов Ассоциации мы будем рады видеть представителей: педагога, сотрудника администрации и родителя.
Просьба на школьной коллегии обсудить и в обзоре на Собрании рассказать не только о положении дел в школе, но и о нынешних ее вызовах.
Возможно даже о вызовах вальдорфского образования в целом.
Школа «Путь Зерна» готова предоставить пространство для проживания участников. Питание.

Вопросы и предложения можно направлять на почту инфоцентра Ассоциации: info@waldorf-russia.ru
Будем рады помочь и ответить на ваши вопросы. 
Телефон: +79181339898 (пишите сообщения в WhatsApp) Татьяна

Программа Собрания ниже по ссылке:
https://docs.google.com/document/d/12gYn90ljOOKugePrC-wTxfI9cHYqZDnq/edit?usp=sharing&ouid=108415768...


Участие в обоих мероприятиях: добровольный организационный взнос.
Ждем вас! 



Сборник театральных пьес

Готовится к изданию новый сборник пьес для вальдорфских школ. В него могут войти пьесы, созданные учителями школ.
Предыдущий сборник был издан Игнатием Рождественским в 2015 году тиражом 200 экземпляров и давно продан.
Игнатий собирает от школ тексты пьес и примерное количество экземпляров книги, которое школы готовы заказать. От этого будет зависеть тираж. Сейчас идёт СБОР материала. По всем возникающим вопросам можно писать ему на почту natukr044@gmail.com 
​ 



Курс Введение в антропософию
22 марта - 1 июня 2022

Тебе интересно самопознание, саморазвитие, духовный путь?
Ты задался вопросом о смысле жизни, о своём предназначении, о мире вокруг себя?
Ты, как родитель, выбираешь чуткое и бережное отношение к своим детям
что-то слышал про вальдорфские школы и сады, но понятия не имеешь в чём смысл?
Уже привёл ребенка в вальдорф или даже сам решил стать воспитателем или учителем, но ещё ничего не понимаешь?
Миша Пицхелаури/ Mischa Pitskhelauri (Берлин) - лечебный педагог, художник, консультант по вопросам воспитания и образования, автор и ведущий годового курса Практическая Антропософия (уникальный проект, объединивший рускоговорящих участников со всего мира: Россия, Украина, Грузия, Израиль, Латвия, США, Норвегия, Болгария), автор и ведущий Лечебно-педагогического курса (Латвия, Болгария), один из спикеров самарского вальдорфского семинара, образовательного проекта «Вальдорф без границ», специалист в области методологии мышления, автор книг „Imaginatives Denken lernen“ «Как научиться имагинативному мышлению» (на немецком) и «Переход от логического к имагинативному мышлению» (на русском). Учился и работал в социально-терапевтическом институте (Боден-Зее) 4 года, учителем в лечебно-педагогической школе 3 года, с 2010 года лечебный педагог в берлинской вальдорфской школе Freie Waldorfschule Havelhöhe (Berlin), доцент на семинарах по образованию в Германии, России, Грузии, Болгарии, Латвии. Спикер ежегодного конгресса по вопроса здоровья мужчин „Männerleben“ (Манхайм и Штутгарт).
Что будет происходить?
1. Работа над самопознанием и саморазвитием.
2. Налаживание коммуникации с самим собой, с другими людьми и с духовным миром.
3. Достижение новых идей для обновления индивидуальной, семейной и профессиональной деятельности.
Расписание занятий (время московское, уточните​ время в вашем регионе).
22 марта вторник в 19.00 Мск​
Вводная, ознакомительная о чём будет курс и с какой целью (бесплатно).
23 марта среда в 19.00 Мск
1. Анатомия и физиология человека, закономерности, а также особенности его развития и взаимосвязи со Христом.
20 апреля среда в 19.00 Мск
2. Психология познавательных процессов в их взаимосвязи с душевными переживаниями, силой воли и здоровьем.
27 апреля среда в 19.00 Мск
3. Биография. Закономерности и особенности его развития в связи с социальной жизнью и Духовым Миром.
18 мая среда в 19.00 Мск
4. Искусство. Практическое занятие по живописи, рисунку и лепке с целью сопереживания и осознания душевных процессов.
25 мая среда в 19.00 Мск
5. Чтение работ Рудольфа Штайнера. Практическое занятие по работы над сложным текстом.
01 июня среда в 19.00 Мск
6. Медитации. Практическое занятие по медитации. Медитация для преодоления Страха.
Встречаемся 2 раза в месяц, курс 3 месяца, по средам с 19 до 20:30 Мск (время московское, уточните пжл время в вашем регионе).
Каждый месяц 2 лекции по 1,5 часа + записи занятий + активный чат телеграм (где можно общаться, задавать вопросы по лекциям и выкладывать свои работы).
Присоединиться к курсу:​ https://forms.gle/6nX5jKdPTXZM52wF8
На связи:​ +79204262287 (WhatsApp, Telegram),​ 297dana@gmail.com​ Дана
Интересны отзывы реальных участников наших курсов и семинаров?
Спросите у них:
https://www.facebook.com/dana.georgievna
https://www.facebook.com/tatyana.zhorova
https://www.facebook.com/leosasa.sasha
https://www.facebook.com/elena.abramova
https://www.facebook.com/radoslava.angelova
https://www.facebook.com/Elena.alferova.fominikh
https://www.facebook.com/profile.php?id=100001151799288




Семинар Клауса Вешле "Лесная практика в 9 классе"
Калужская область
10 - 15 апреля 2022

Дорогие друзья, классные руководители, учителя старших классов и родители!
Приглашаем вас на цикл семинаров по организации практик для учеников старших классов с Клаусом Вешле (Веймар, Германия)
​«Формирование и оживление земли через труд человека».
Клаус получил образование в сфере сельского хозяйства, учился в университете агронауке и геологии, на вальдорфском семинаре в Касселе - учитель старшей школы. 20 лет работы учителем садоводства, географии, экономики в Свободной вальдорфской школе в городе Веймар (Германия). 28 лет опыта проведения лесной практики в старших классах. Вел курсы на семинаре для вальдорфских учителей в университете города Мангейм. Курсы по уходу за деревьями,​ Швеция.
Это образование состоит из четырех практико-ориентированных семинаров, основанных на идеях воспитания через практическое переживание взаимосвязей между человеком, землей и космосом, через труд на земле и уход за ней.​ ​ ​
Это образование предназначено для широкого круга взрослых, которым интересна работа с подростками в лесу и на земле.
Первый семинар​ "Лесная практика в девятом классе как ворота в старшие классы“
пройдет с​ 10 апреля по 15 апреля​ 2022​
на ферме Даниэля и Элизабет-Клары Хюнинг в​ Калужской области (деревня Адамовка). 
В программу входят:
- Основы человековедения в вальдорфской педагогике: характерные особенности подростков при переходе в старшие классы
- Совместное освоение культурных техник лесоводства (прореживание с валкой деревьев вручную, обрезка с помощью пил на шестах,​ веревочные техники, посадка, уход за молодым лесом для создания богатого видами смешанного и плодового леса, начиная с однообразных березовых зарослей на бывших сельскохозяйственных угодьях)
- Вечерние беседы (примеры из преподавания, истории, рассказывающие о культуре ухода за лесом на разных континентах)
- Размышления с участниками о тех новых формах обхождения с землей, которые соответствуют импульсу социальной трехчленности. Как мы можем получать лесные угодья для долгосрочного и свободного ухода вне​ управления и указаний со стороны государства, чтобы работать там со школьниками?
Конкретные вопросы организации практики - что необходимо?
Лес и климат – как связаны лесная практика с „Fridays for Future“ (Пятницы ради будущего – экологические акции​ школьников по всему миру) и с самопознанием молодого человека на фоне изменений климата
Возможный распорядок дня:​
8.00 - 8.45 - завтрак
9.00 - 10.00 - педагогическая работа / потом обход рабочих мест с разъяснениями и практической работой​
12.30 - 14.30 - обед​
Далее практическая работа до 17.00
18.00​ - ужин​
19.30​ - примеры из преподавания как доклад, беседы и вопросы к темам.
Место проведения семинара:​
Калужская область, Мосальский район, деревня Адамовка,​ биодинамическая ферма
Условия проживания:
Собственно на ферме: можно жить в большом деревянном доме - 16 человек (с собой иметь: простыню, спальник; матрасы есть).
В деревне Людково (примерно в 3 км от фермы) - в теплом старом доме - 4 человека.
В деревне Трушково (примерно в 5 км от фермы) - в гостях у Артура (пока под вопросом) - 4 человека.
В юрте - 10 человек.​
Питание:​ 3-х разовое
Обязательно с собой иметь: рабочую одежду, рабочие перчатки, резиновые сапоги, спальник, простыню, теплые тапочки.
Стоимость участия:
Проживание в сутки – 800 руб.
Питание в день -​ 800​ руб.
Затраты на поездку Клауса Вешле с семьей, которые участники делят между собой: 90000 руб. Предлагаем школам и инициативам подумать о коллективном взносе, чтобы у участников финансовая нагрузка была меньше.
5 дней семинара – 11000 руб., если будет 30 участников.
Добираться можно на автобусе:
Москва, автостанция Новоясеневская (Новоясеневский тупик, владение 4).​
Это метро Новоясеневская, автобус​ Москва – Юхнов (Рославль) до деревни Адамовка (по просьбе).​
В Мосальском районе (за деревней Людково налево, 1 км в сторону Вязичии). Выход на автобусной остановке, звоните Магнусу, чтобы встретил.​
Регистрация (WhatsApp​ или Теlegram):​
+7(903) 171-21-19 - Мария
​+7(915) 157-20-85 - Марина
Пожалуйста, укажите фамилию, имя, контактные данные (телефон, e-mail), учитель/родитель.
Звонить можно:
с 9.00 – 15.00​ Мария: +7 (903) 171-21-19
с 15.00-22.00 Марина: +7 (915) 157-20-85​ ​
Мы будем​ рады вашим откликам.
В сердечной связи с вами,
Клаус Вешле, Даниэль и Элизабет-Клара Хюнинг, Магнус Хипп.
При возникновении вопросов по условиям участия в семинаре можно обратиться к Магнусу​
(WhatsApp​ или Теlegram)​ +49 (176) 401 989 42




Вальдорфская школа Семейный лад​ (Москва) объявляет дополнительный набор учащихся в 10 класс на очную форму обучения в 2022-2023 учебном году.
Дети в ней имеют уникальную возможность становления, проходя полную программу 12-летнего образования вальдорфской школы.
Для записи на собеседование обращайтесь, пожалуйста, по телефону +74957502898
https://www.facebook.com/semeinylad




Олимпийские игры для 5 классов​
Воронеж
23 - 27 мая 2022

Очень хочется в нынешнее время сохранять добрые традиции!
Поэтому в очередной раз Воронежская школа зовёт всех пятиклассников на Олимпиаду, которую мы планируем, как обычно, проводить в живописном месте недалеко от Воронежа в с. Чертовицы на берегу реки Воронеж.
Игры будут проводиться с 23 по 27 мая (22 и 28 мая -- дни заезда* и отъезда*), включать в себя тренировки и состязания по всем видам пятиборья (бег, прыжки с места, метание копья, метание диска, борьба,), представление театральных постановок, привезённых олимпийцами и участие каждого олимпийца в искусствах и ремеслах. Искусства и ремёсла организуются силами взрослых (учителей, родителей). Подумайте, что вы сможете предложить и откликнитесь заранее, чтобы можно было понимать положение дел.
Важно! 23 мая - полноценный распланированный день с Открытием Олимпийских игр, жеребьевкой и т.д. Приезжайте в день заезда, он для этого и запланирован!
Пожалуйста, в ближайшее время откликнитесь о своей заинтересованности в Играх. Ждем!
Ждем Ваших вопросов на whatsapp, telegram или электронный адрес.
Ответственные: ​ (мама, ответственная за связь) Маркова Анастасия Александровна ​ markovaa@gmail.com ​ 89204663451
(классный​ учитель) Ключникова Елена ​ Викторовна 89202250741
kev726712@mail.ru
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​



Дорогие друзья!​
Делимся с вами идеей создания фонда поддержки вальдорфских инициатив.
Помощь может быть любой: в виде знаний, человеческой или материальной поддержки.
Для того, чтобы понимать сколько у нас инициатив, какие у них потребности, и сколько за этими инициативами стоит семей, мы создали опросник.
Просим всех участников вальдорфского сообщества заполнить прилагаемую форму
https://forms.gle/HHfh8EUJbre7CELf7
Благодарим за обратную связь!​



Международная конференция по терапевтической эвритмии
Санкт-Петербург
29 июня - 3 июля 2022

Дорогие друзья, интересующиеся терапевтической эвритмией!​
Сердечно приглашаем вас принять участие в международной конференции, посвященной 100-летнему юбилею терапевтической эвритмии.​
Приглашая вас в нашу «северную столицу»,​ Санкт-Петербург, мы вспоминаем предыдущую, 2-ю международную​
конференцию по терапевтической эвритмии, состоявшуюся в 2016 в Дорнахе и подарившую всем нам незабываемую атмосферу встреч​ с членами нашего всемирного профессионального содружества.​
Именно тогда родилась идея передать эстафету​ проведения следующих конференций другим странам,​ чтобы смогли зазвучать «ответные лучи с периферии».
Мы будем рады новой встрече во время праздника Иоанна,​ в самое светлое время года (белые ночи) в Санкт-Петербурге!
В программе конференции лекции, занятия терапевтической​ эвритмией, мастер-классы, совместные презентации эвритмистов и врачей, художественные выступления эвритмических групп из Москвы и Санкт-Петербурга, и многое другое.

Лекции:
Д-р Вильбург Келлер-Рот
• Эвритмия. Развитие нового искусства на основе эстетики Гёте.
• Человек раскрывает себя: жесты и цвета пяти гласных звуков.
• Превращение формы в ритм. Двоякое воздействие лечебно - эвритмических
согласных — на формирование головы и на процессы обмена веществ.
• Двенадцать оздоровительных упражнений, показанных всем. Силы Луны,
Солнца и зодиака в развитии человека; их влияние на формирование органов.
• Путь посвящения в курсе лекций по лечебной эвритмии. Шестая лекция
как общая картина этого пути.
Д-р Марион Дебус
• Онкологические заболевания с позиции антропософской медицины.
Эвритмия
Пиркко Оллилайнен, д-р Марион Дебус
• ТЭ при онкологических заболеваниях.
​ Хана Адамцова
• Как мне сохранить здоровье?
​ РАБОЧИЕ ГРУППЫ
​ Модераторы: Марина Меличева, Вадим Сиволобов
• ТЭ в детских садах
Модераторы: Маргарита Денисова, Денис Кошечкин
• ТЭ в школах
​ Модераторы: Лидия Шпак, Евгения Майорова
• ТЭ в лечебной педагогике
​ Модераторы: Хелена Ахтиайнен, Пирьо Вахвиала, Тило Риболд
• ТЭ с людьми пожилого возраста
Мы будем рады организовать нашу конференцию таким образом, чтобы​
все желающие могли принять в ней наиболее активное участие.​
Если у вас есть небольшие сообщения, презентации, интересные и важные​
идеи, которыми вы хотите поделиться, пожалуйста, пишите нам,
и мы с радостью предоставим вам возможность выступить​
в рабочих группах, которые будут координироваться модераторами.​
Место проведения конференции:
Санкт-Петербург, пр-т КИМа, д. 1, «Центр искусства воспитания»
Заявки на конференцию, предложения и вопросы просьба присылать
Маргарите Денисовой на адрес​ margo.denisova@gmail.com
Лидия Шпак на адрес​ lidia-ws@rambler.ru
Коференция по терапевтической эвритмиии, расписание:
https://disk.yandex.ru/d/rMcfArY5HdIdeA





Платформа​ педагогической поддержки учителей и родителей
Полная информация на сайте​ https://probuzhdenievoli.ru/therped
Лечебная педагогика
В этом году на Платформе педагогической поддержки будет представлена лечебная педагогика. Всё больше пограничных детей приходит в каждый класс наших школ. И каждому педагогу приходится отвечать на жизненные вопросы, на которые раньше отвечал специально обученный педагог. Поэтому мы договорились о сотрудничестве с наиболее опытным преподавателем в области лечебной педагогики – Тамарой Исаевой. Тамара Николаевна будет давать лекции и работать с практическими вопросами.
Начало встреч - 6 октября 2021
Далее - по средам один раз в две недели в 16.00
Наши встречи – это прежде всего обсуждение вопросов, которые все чаще возникают у учителя перед ребенком, не вписывающегося в привычный размеренный ритм школьной жизни, и не овладевающего академическими знаниями.
• В центре внимания будут внешне видимые события и их внутреннее воздействие на когнитивную, эмоционально-чувственную и волевую сферу ребенка.
• Как встретиться и понять душевный мир такого ученика, и как согласуются активности учителя в отношении выбора направлений и сфер деятельности?
• Какие приоритеты должны быть расставлены при обучении ребенка с особенностями в конкретном классе и в среде школы?
• В ходе наших встреч мы обратимся также к рассмотрению некоторых базовых тем лечебной педагогики, без которых выстраивание стратегии и тактики педагогического воздействия будет затруднено. В основе такой работы будут использоваться художественные и практические приемы работы.
Алгоритм занятий: обозначенная тема раскрывается с точки зрения ее интерпретации в лечебной педагогике с последующим обсуждением реальных ситуаций и случаев из вашей практики, школьной жизни.
Длительность встреч - 3 часа: 16.00–17.30 и 17.45–19.15
Программа курса:
Занятие 1 и 2​ ​
6 и 20 октября​ 2021​ ​ ​ ​ ​ ​
Здоровое и нарушенное развитие. Взгляд лечебного педагога на «НЕздоровое развитие» ребенка.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 3 и 4​ ​
12 ноября и 1 декабря​ 2021​ ​ ​ ​ ​ ​
Движущие силы развития ребенка. Феномены возраста при здоровом и нарушенном развитии. Критерии оценки возрастной зрелости.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 5 и 6​ ​
15 декабря 2021 и 19 января 2022
Педагогический закон. Самовоспитание и саморазвитие педагога как условие терапевтических отношений педагога и ребенка.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 7 и 8​ ​
2 и 16 февраля 2022​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
Типология нарушений в лечебной педагогике. Конституциональные типы и терапевтические подходы помощи.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 9 и 10
2 и 15 марта​ 2022​ ​ ​ ​ ​ ​
Базовые подходы в лечебно-педагогической диагностике. Конференция о ребенке как социальный процесс.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
Занятие 11 и 12​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
6 и 20 апреля 2022
Принципы разработка и составление программы помощи ребенку при нарушениях.
Практика повседневности (вопросы-ответы, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций).
https://probuzhdenievoli.ru/therped
Творческая мастерская Елены Тереховой.
​ Это не просто биология. Просто биология была в прошлом году и вы можете посмотреть видеозаписи лекций. Вот как о своём новом курсе рассказывает автор:
«Творческая мастерская».
Главная идея наших встреч -​ рассмотрение темы метапредметных связей​ на примере эпох различных ступеней обучения. Главной задачей является
расширение возможностей учителя при подготовке к урокам.
Тема обращает нас к проработке смысла метапредметности. Это станет основой исследования и понимания материала, который изучается в биологии на старших ступенях обучения. Прежде​ ​ это затрагивает любого учителя как деятеля.
Основные подходы к изучению и исследованию методом «от частного к целому» и «от целого к частному» создает возможность выполнять задачу расширения картины мира и дает переживание взаимосвязей.
Встречи будут проходить 1 раз в месяц, всего за год 8 встреч, в основе каждой встречи темы 11 класса, которые могут иметь отклик в темах различных ступеней обучения:
Уровни жизни. Дифференцировка клеток. (Феноменология, о чем она?)
Эукариоты и прокариоты. (Простое и сложное)
Свойства живого. (Жизненные процессы)
Генетика (Форма и содержание. Что такое информация?)
Деление клетки (Как мы делимся опытом?)
Строение белка (Объективное и субъективное. Непрерывность развития. Что в основе живого?)
Клеточный центр (От знания к незнанию. Опыт разотождествления. Что такое новое?)
Митохондрии (Отношение, как процесс. Что я ищу за знаниями?)
https://probuzhdenievoli.ru/biology
Живая математика Эриха Виттмана 1 – 4 класс
Исследовательская группа Екатерины Стародубцевой и Натальи Глянц.​
Это возможность выстроить математическое мышление естественным образом.
Исследовательская группа для учителей 1-5 классов, частных учителей и репетиторов по математике, родителей.
Встречи - по субботам один раз в две недели.
Приблизительный общий план для каждой встречи (кроме вводной):
Обсуждение результатов практических проб и вопросов в формате «коучингового круга».
Теоретическая «вводная», совместное решение исследовательских задач и продуктивных упражнений, обсуждение.
Выбор темы и заданий для практических проб на предстоящие 2 недели до следующей встречи.
Особые акценты в работе исследовательской группы:​ ​ ​ ​
1 .​ Математическое моделирование как средство для знакомства с математическими законами и явлениями, продуктивной тренировки арифметических навыков, обоснования рассуждений при решении задач.​
2.​ Работа над пониманием взаимосвязей, отношений и закономерностей в математике.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
3. Поддержка индивидуальных образовательных траекторий детей с разным уровнем математических способностей в рамках общего учебного процесса.​ ​ ​ ​ ​ ​
4. Эффективный подход к тренировке и автоматизации базовых вычислительных навыков.​ ​ ​ ​ ​ ​
5. Диагностирование учебных трудностей на ранних этапах их возникновения.​ ​ ​ ​ ​
6. Решение исследовательских математических задач​ и многоуровневых заданий​ как способ реализации принципа "естественной дифференциации", развития математического мышления, математической речи, навыков взаимодействия и продуктивной работы в команде.​ ​ ​ ​ ​ ​
7. Социальное обучение, смена / расширение подхода «солирующей педагогики» в преподавании математики.
https://probuzhdenievoli.ru/witt




Обновленная версия брошюры Михаила Пицхелаури "Гётеанизм"

В продолжении темы всероссийской февральской педагогической конференции​ Советом Ассоциации вальдорфских школ России инициирован проект издания брошюры Михаила Пицхелаури "Гётеанизм".
К Собранию Ассоциации 17 апреля 2021 брошюра в обновленной версии была​ издана тиражом 200 экземпляров и, в значительной степени, уже разошлась по читателям из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, Иркутска, Томска, Владимира, Воронежа, Саратова, Рязани,​ Крыма и Сочи.
Возможность получить свежие экземпляры "Гётеанизма" у вас еще есть (в наличии есть несколько​ экземпляров). Для этого можно перечислить средства в размере 250 руб. за один экземпляр на карту, привязанную к номеру телефона 8 9181339898​ (Татьяна Юрьевна В.), написать на этот номер сообщение об оплате и, после, можно получить брошюру в московской школе "Путь Зерна" (у секретаря школы).
Полезного вам чтения!
​ ​ ​



Каталог организаций альтернативного образования​ России

Проект Альтернативное образование в России предлагает нам свою платформу - каталог организаций, связанных с альтернативным образованием в России.
На безвозмездной основе.
Каталог предназначен для информирования родителей об организациях и инициативах из сферы альтернативного образования, а также для облегчения поиска возможных вариантов обучения детей.
Если ваша школа/инициатива заинтересована в расширении и привлечении новых семей в свой круг, заходите, пожалуйста, на сайт и регистрируйте свою инициативу.
Ссылка для регистрации : https://alternativnoeobrazovanie.ru/






Список вальдорфских инициатив России и СНГ

​ Обращаем ваше внимание, на изменение адреса сайта со списком вальдорфских инициатив России и СНГ.
Теперь адрес такой:
http://prowaldorf.nesudobro.ru
Список с адресами и контактными телефонами детских садов, студий и школ поддерживается в актуальном состоянии.
В случае, если ваша инициатива сменила место, адрес электронной почты или номер телефона, а также намерена расширить свои контакты и пополнить этот список, можно обращаться к администратору сайта Алексею Жилову по новому адресу почты: info@nesudobro.ru






Список вальдорфских инициатив мира​

Предлагаем вашему вниманию обновленную версию общего списка вальдорфских школ и вальдорфских детских садов по всему миру, а также учебных заведений для вальдорфских воспитателей и вальдорфских учителей. Вы можете найти список на сайте Ассоциации вальдорфских школ России, пройдя по ссылке:
http://waldorf-russia.ru/activity/news/241/
Мы просим вальдорфские детские сады, вальдорфские школы и образовательные учреждения проверить свои контактные и прочие данные и уведомить составителей об изменениях.
Для исправления или дополнения в список вальдорфских детских садов и учебных заведений по подготовке педагогов, можно обращаться сюда:
l.radysh@iaswece.org
Для исправления или дополнения в список вальдорфских школ и учебных заведений по подготовке учителей, пожалуйста, пишите сюда:
berlin@freunde-waldorf.de
Если вы хотите узнать, как может быть включена в список ваша школа, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться по адресу: berlin@freunde-waldorf.de или в Педагогическую секцию в Гетеануме paed.sektion@goetheanum.ch. Если у вас имеются вопросы о внесении в список вальдорфских детских садов, обращайтесь в Ассоциацию Международных детских садов (IASWECE) info@iaswece.org .
Благодарим за вашу помощь в обновлении!