Итоги Всероссийской ежегодной педагогической конференции, Санкт-Петербург

01.03.2023
Итоги Всероссийской ежегодной педагогической конференции, Санкт-Петербург
Дорогие друзья! 
23 - 25  февраля 2023 в Санкт-Петербурге состоялась ежегодная Всероссийская педагогическая конференция.
Более 120 участников со всех уголков России, 15 тематических и художественных групп, лекции, круглые столы, встречи, концерты, ярмарка, круговые танцы народов мира и широкая Масленица - в школе Центр Искусства Воспитания.

Тема конференции:
"Вызовы времени и наша готовность на них ответить"

Преподаватели и руководители групп:

Гунтер Гебхард, доктор естественных наук, учитель естествознания, преподаватель вальдорфских педагогических семинаров в России и за рубежом, преподаватель Периодического педагогического вальдорфского семинара,
преподаватель Дошкольного семинара (Москва),
куратор школ по теме: методика преподавания в старшей школе, астрономия, биология, химия, география, минералогия, геология. Основатель социально-педагогической инициативы «Школа без классов» в Краснодарском крае (станица Самурская).

Тамара Исаева, кандидат педагогических наук, доцент Института детства МПГУ, лечебный педагог.
Основатель лечебно-педагогической школы «Школа св. Георгия».
Доцент образовательных проектов по подготовке лечебных педагогов, член Международного Совета по образованию в области лечебной педагогики и социальной терапии (Кассель, Германия).
Председатель Правления «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций» в России.

Ольга Розанова,
Санкт-Петербург.
2000 - диплом об эвритмическом образовании.
Стажировка у ведущих мастеров эвритмии:
- Швейцария (Ангела Лохер - руководитель сценической группы Гетеанума в 1960-1970х годах)
- Австрия (Елизавета Яковлевна Райманн фон Сиверс (ученица Татьяны Киселёвой)
- Германия (Рут Баркхофф, Клаудия Райзингер (педагог и руководитель Берлинской школы эвритмии). 
2003 - 2009 вела уроки эвритмии в вальдорфском классе при государственной школе. 
С 2003 по настоящее время ведёт эвритмию в детском саду.
С 2007 практикующий терапевтический эвритмист.
С 2011 в рамках сообщества Антропософских искусств (Санкт-Петербург) является сооснователем и ведущим педагогом школы эвритмии им. Андрея Белого.
С 2018 - сооснователь и ведущий педагог школы терапевтической эвритмии им.Трудде Теттер, Санкт-Петербург.
Режиссер и участник театра эвритмии и драматического искусства.

Людмила Гуделайтис,
С 1976 - художественное образование и работа по специальности "Графический дизайн", 
С 1992 - художник-педагог (РГПУ им. А.И. Герцена), работа в художественных школах города. 
1992-2001 вела уроки живописи и лепки в вальдорфском классе при государственной школе. 
С 2002 - лечебный педагог и социальный терапевт. Диплом медицинской секции свободной высшей школы духовной науки (Дорнах, Швейцария), 
Свободная академия антропософской лечебной педагогики и социальной терапии (Бад Болл, Германия).
Стажировка в Германии (Нюрнберг). 
2003 - 2015 работа в коррекционной школе 8 типа с детьми в классах «Особый ребёнок».
С 2011 в рамках сообщества Антропософских искусств (Санкт – Петербург) является сооснователем и ведущим преподавателем школы художественной терапии.
С 2016 года - антропософский художественный терапевт. Диплом медицинской  секции. Дорнах.
В 2019 году в рамках сообщества Антропософских искусств (Санкт – Петербург) основала школу изобразительного искусства им. Максимилиана Волошина, где является ведущим педагогом по сегодняшний день.

Екатерина Шихалиева, классный учитель, учитель математики, лечебный педагог, арт-терапевт (живопись, лепка, светоцветотерапия, речь, театр). 
Сооснователь Вальдорфского педагогического семинара в Санкт-Петербурге (1991).
Основатель и ведущий педагог вальдорфской школы «Радонеж» (Санкт-Петербург) и проекта на земле "Рыжково" (Ленинградская область).

Евгений Холяков, Москва, учитель истории, обществознания, классный учитель и классный руководитель, учитель старшей школы, биографический консультант, доцент вальдорфского школьного семинара "Живая Школа" (Москва), лектор, методист.

Всеволод Колоколов, учитель истории, обществознания, классный руководитель (6 раз).

Павел Шлапаков, учитель истории, обществознания, русского языка и литературы, классный руководитель (4 раза).

Наталья Алексеева, учитель физики и астрономии, четырежды классный учитель.
Сооснователь и директор ОАНО «Свободная школа», Жуковский.
Член Совета Ассоциации вальдорфских школ России.

Наталья Овчинникова, учитель живописи, рисунка и лепки, лечебный педагог, арт-терапевт, доцент Дошкольного вальдорфского семинара, Москва (живопись), доцент вальдорфского школьного семинара "Живая Школа", доцент художественной школы «Образ», действующий художник-акварелист.

Екатерина Пинегина, учитель живописи, черчения, художественных технологий, доцент художественной школы "Образ".

Ольга Герасимова, учитель эвритмии, театра, доцент семинара для учителей эвритмии.
Художественный руководитель «Театра-Студии Эвритмии» (ТСЭ, Санкт-Петербург).

Светлана Левковец, учитель биологии и химии.

Любовь Краснопёрова, учитель МХК, истории, английского языка, переводчик, лектор, доцент семинара для учителей.

Елена Горлова, учитель музыки.
Руководитель Школы музыки для взрослых, доцент обучающего семинара по музыкальной терапии, переводчик и редактор книг по музыкальной терапии.

Ирина Ханукова, учитель русского языка и литературы, дважды классный учитель, классный руководитель, школьный психолог, лектор.

Ирина Орлова, четырежды классный учитель, специалист по речи.

Светлана Артамошина, сценический эвритмист, учитель эвритмии, биографический консультант, доцент семинара для учителей эвритмии.

Светлана Вологина, учитель музыки, музыкальный терапевт, вокалотерапевт, доцент Периодического семинара, руководитель «Школы антропософской музыкальной терапии (Санкт-Петербург), концертирующий музыкант-инструменталист.

Анастасия Трофимова, учитель географии, астрономии, технологий, жонглирования, ботмеровской гимнастики.

Елена Караваева, классный учитель 8 класса, учитель географии.


* Рабочие группы педагогической конференции:

- Гунтер Гебхард (Самурская, Краснодарский край). Дискуссионная группа "Как новая духовно-душевная конституция сегодняшних детей может быть распознана конкретно по феноменам"

- Ольга Розанова. Людмила Гуделайтис (Санкт-Петербург). Исследовательская группа:
1 день: Нерождённость. Жизнь и смерть глазами ребенка (дошкольный и школьный возраст).
2 день: Рубикон. Отражение деятельности Духа народа в эфирном теле (средняя школа).
3 день: Как пережить Архангела русского народа и приблизиться к пониманию задач времени (старшая школа).
Вступление - Эвритмия - Живопись

- Тамара Исаева (Москва). Исследовательская группа "Практические инструменты для распознавания трудностей школьного обучения: 7 жизненных процессов"

- Евгений Холяков (Москва).
Всеволод Колоколов. Павел Шлапаков (Санкт-Петербург, ЦИВ). Дискуссионно-исследовательская группа "Тема трехчленного социального организма в современном мире".
Тема трехчленного социального организма,
сформулированная как задача сто лет назад, ещё недавно казалась мечтой. Но она прямо сейчас начинает приобретать реальные очертания и в условиях мирового политического, экономического, морального кризиса становится насущной социальной потребностью. Мы хотим говорить с участниками не только о теоретических аспектах идеи трехчленности, но в большей степени об опыте школ и инициатив в этом направлении.

- Наталья Овчинникова (Москва). Дискуссионная группа "Живопись в физике и лирике".
Делимся опытом и продумываем новые возможности межпредметных связей, где рисунок и живопись становятся полноправными методами изучения предметов естественнонаучного и гуманитарного направления.

- Ольга Герасимова. Екатерина Пинегина (Санкт-Петербург, ЦИВ). Исследовательская группа "Работа с медитациями в вальдорфской школе. Общие изречения и личные стихотворения: как они работают?"
Работа с медитациями в вальдорфской школе. Общие изречения и личные стихотворения: как они работают? На этой рабочей группе мы через жесты живописи и эвритмии рассмотрим изречения для учеников («Красотой восхищаться…»), для учителей («За каждым из нас стоит Ангел…»), и попробуем найти художественный способ подбирать индивидуальное изречение (стихотворение) для человека, группы, времени, ситуации.

- Екатерина Шихалиева (Санкт-Петербург, «Радонеж»). Исследовательская группа "Инклюзия и терапия для лечебных детей разных возрастов".
Различные пути к пробуждению жизненной мотивации и творчества, развитию связей и поиск индивидуальности у лечебных детей в процессах совместного обучения и воспитания в смешанных классах. Арт-терапевтические упражнения: работа с акварелью, глиной, светоцветотерапия, труд, театр, работа с речью. (До 15 человек)

- Елена Горлова (Санкт-Петербург, «Школа «В Дачном», ЦИВ). Исследовательская группа "Музыка в ритмической части главного урока: от подражания к осознанному музицированию".
В совместной работе мы будем искать возможности сделать учителя и ученика свободным во владении музыкальной грамотой, инструментом, голосом. Через овладение музыкальным потоком – к ясному, свободному, творческому мышлению. (До 15 человек)

- Светлана Левковец (Санкт-Петербург, «Школа «В Дачном»). Любовь Краснопёрова (Санкт-Петербург, «Школа «В Дачном», ЦИВ). Дискуссионно-исследовательская группа "Поиски ответов на вызовы времени. Взаимопроникновение и взаимодействие науки и искусства". Что происходит в​ мире современной науки и современного искусства? Мы будем исследовать две противоречивые тенденции в развитии науки и искусства и попробуем найти закономерности этого развития. Где встречаются наука и искусство? Мы сможем обменяться опытом, как организовать эту встречу​ на наших уроках вместе с учениками.
--
Рабочая группа - группа специалистов или заинтересованных лиц, работающих вместе для проработки методических и актуальных вопросов. Группы ориентированы на предметную область и сосредоточены на обсуждениях или действиях в заявленной предметной (или межпредметной) области.

* Художественные группы педагогической конференции:

- Наталья Овчинникова (Москва). Поиск ответа в интервале между светом и тьмой, возможность через линию и цвет поднять в сознание скрытое (индивидуальная работа, до 15 человек)

- Екатерина Пинегина (Санкт-Петербург, ЦИВ). Вызовы времени – поиск смыслов через совместное художественное творчество: социальное рисование. (совместное творчество, до 20 человек)

- Светлана Артамошина (Санкт-Петербург, ЦИВ). Переживание биографии через эвритмические формы Р. Штайнера.

- Анастасия Трофимова (Санкт-Петербург, ЦИВ). Игры. Жонглирование. Цирк. Гимнастика.

- Ирина Орлова. Ирина Ханукова (Санкт-Петербург, ЦИВ). Средства выразительности речи, как инструмент раскрытия художественного образа текста (работа с речью).

- Елена Горлова. Светлана Вологина (Санкт-Петербург, ЦИВ). Свободное музицирование (совместная работа).
--
Художественная группа – свободное объединение участников по интересам в различных художественных областях (живопись, движение, речь) для совместного или индивидуального творчества, отдыха, смены интеллектуальной деятельности.

Круглый стол на тему:
«Особенности учебного процесса в вальдорфской школе в свете современных вызовов. Из практики учителя».
Условие участия в круглом столе: небольшое (до 10 минут) тезисное выступление с сообщением на любую тему, связанную с учебным процессом.
Руководитель группы: Наталья Алексеева (Свободная школа, Жуковский).

Темы докладов на круглом столе:
1. Развитие познавательного интереса учащихся с учетом их индивидуального стиля учебной деятельности и учебного стиля учителя.
2. Применение метода интеллект карт на уроке физики в старших классах и создание настольных игр совместно с учениками в рамках учебного процесса.
3. Партнёрство и сотрудничество, вместо конкуренции и соревновательности на уроках движения в вальдорфской школе.
4. Обучение детей с особенностями развития по вальдорфской программе.
5. Инклюзия на уроках физкультуры.
6. Балалайка на уроке немецкого языка, совместное музицирование.
7. Особенности феноменологического подхода в преподавании биологии в 7 классе. 
8. Учитель и класс. Опыт взаимодействия.
9. Что важно учителю в сложные времена. 
10. О задачах современной инкарнации в России и учебном плане вальдорфской школы в России. 
11. Задатки имагинации-инспирации-интуиции современных детей и методико-дидактический ответ вальдорфской школы. 

Каждому выступающему с докладом выдается именной Сертификат.

Участники конференции во время мероприятия посетили ярмарку школьных мастеров, широкую Масленицу во дворе школы, эвритмический вечерний показ и 
концерт-встречу «Сказы в картинках» с песнесказами от Владимира Селицкого - поэта, музыканта, основателя портала Библиотека духовной науки (БДН).
И картинами от Натальи Овчинниковой, художника и вальдорфского учителя.

Благодарим инициативную группу подготовки конференции - членов Совета Ассоциации и педагогов школы Центр Искусства Воспитания за творческий подход и организацию этого мероприятия. 
Благодарим школу Центр Искусства Воспитания за гостеприимство и уют, а также за приглашение участников конференции на свой школьный праздник Масленицы. 
До новых встреч!