Дайджест 25 новостей вальдорфского сообщества

25.08.2020
Дайджест 25 новостей вальдорфского сообщества


Дайджест новостей вальдорфского сообщества подготовлен информационным центром Ассоциации вальдорфских школ России 

Дорогие друзья!
В преддверии нового учебного года желаем вам больше ясности и веры в свои силы, поддержки единомышленников и душевного тепла в процессе взаимодействия, а также новых интересных встреч и откровений на пути познания.
Подводя итоги прошедшего непростого учебного года хочется вспомнить важные моменты и осветить  возможности, которые открылись нам в моменты кризиса второго учебного полугодия.
Добро пожаловать в новый учебный год 2020-2021!



Честность, любовь и свобода относятся к решающим человеческим ценностям.
Интервью с Михаэлой Глёклер


Интервьюер: Приветствую Вас от имени «Кампус А», а также от имени «Молодежного семинара». В свое время я учился на «Молодежном семинаре», а теперь работаю на «Кампус А Штутгарт». Мы очень рады периодическим встречам с Вами на «Молодежном семинаре» и у нас. Сейчас такое время, когда многое меняется, причем очень быстро. Поэтому нам показалось важным побеседовать с Вами еще раз. Три недели назад мы уже проводили интервью, но теперь ситуация вновь изменилась. И мы задумались над тем, что с нами сейчас происходит, почему этот вирус преподносит нам столько сюрпризов: человечеству в целом, отдельным людям, и почему порой мы наблюдаем беспримерную реакцию.

Михаэла Глёклер: Да. Это вопрос мне хорошо понятен, потому что, с одной стороны, вирусы гриппа нам хорошо знакомы, они появляются каждый год, и сейчас всех занимает вопрос о том, что же такого особенного в пандемии коронавируса. Вирусы известны с 60-х годов прошлого века. Чтобы их распознать, необходимы электронные микроскопы с сильным увеличением. Но за это время наука очень сильно продвинулась вперед в изучении вирусов, и корона-вирусы – это целое семейство, целая группа вирусов. Самым «знаменитым» до сих пор был вирус SARS (ТОРС = тяжелый острый респираторный синдром). И опасения были уже тогда, потому что это была эпидемия тяжелого острого респираторного заболевания, по форме напоминающего то, которое мы наблюдаем сейчас в связи с коронавирусом. Возникновения такого состояния опасались тогда, во время эпидемии ТОРС, но тогда до этого не дошло, что тоже интересно. Как бы то ни было, особенность нынешней ситуации состоит в возникновении осложнения.

Михаэла Глёклер: Потому что в остальном происходит то же, что и всегда: большинство людей заражаются и даже не замечают этого, у других наблюдаются легкие симптомы простуды, а у некоторых – у группы риска и в других отдельных случаях – развивается очень опасное воспаление легких. Его опасность в том, что тонкая соединительная ткань между альвеолами словно бы набухает и воспаляется, и в итоге у человека возникает ощущение, что он задыхается, что ему нечем дышать. И это тоже вызывает панику. Многих пугает уже само представление, распространенное сейчас у людей – что они могут впасть в панику, если им станет нечем дышать, что они могут задохнуться. Поэтому мне очень понятна почти паническая реакция, проявляемая сейчас во всем мире и отмена всякой социальной жизни. С другой стороны, хорошо известно, что справиться с вирусом можно только в результате формирования так называемого стадного (социального) иммунитета (т.е. при наличии большого числа заразившихся, но не заболевших, и приобретших иммунитет – т.е., так сказать в масштабах людского «стада») и при наличии специфической вакцины – но ее у нас пока нет. И поэтому я надеюсь, что, как только распространение вируса замедлится, будет сделана ставка на социальный иммунитет, т.е. что социальная и экономическая жизнь возобновятся, и что, с другой стороны, будут предприняты попытки – что уже начало происходить в последние недели по всему миру – вкладывать средства в сферу неотложной медицинской помощи и все, что с этим связано, вместо того, чтобы дотировать промышленность.

Интервьюер: Понятно. Я считаю, это вопрос приоритетов. И еще такой момент: ясно, что нам страшно, что мы в панике, но, наверное, в первую очередь, мы должны помнить о солидарности, о своих ближних, относящихся к группе риска, потому что...

Михаэла Глёклер: Но ведь эту группу риска можно защищать целенаправленно. Для формирования социального иммунитета не нужно заражать группу риска – ей необходимо обеспечить максимальную защиту. Но так называемые здоровые люди, не входящие в группу риска, – они должны ходить на работу, контактировать друг с другом и приобретать иммунитет к этому вирусу с минимумом симптомов или бессимптомно. И это обеспечит защиту: когда определенный процент – 70-80% - людей иммунизируется, то это защищает остальное население. Потому что когда с группой риска будут контактировать только те, у кого есть иммунитет, опасность минует. Это, так сказать, иной подход, иная стратегия. И, по-моему, это очень важно по причине того, что именно пожилые, одинокие люди или те, кто болен и находится в больнице, или в доме престарелых – если их перестают навещать, то они тоже умирают: им становится плохо, у них развивается депрессия. То есть необходимо очень тщательно взвесить: скольким людям – пожилым людям – наносится огромный вред из-за запрета посещений ради спасения нескольких остальных. Я считаю, тут возникают этические вопросы огромной важности, в частности, из-за запрета посещений. Поэтому я выступаю за защиту группы риска, за интенсивную поддержку медицинской помощи, чтобы на ней не экономили, и, кроме того, за возможность иммунизации молодых людей с крепкой иммунной системой.

Интервьюер: В процессе обычной социальной и экономической жизни? Михаэла Глёклер За счет взаимодействия: в процессе работы, участия в социальной жизни, в культурной жизни, в мероприятиях, танцах и т.д.
Именно так.

Интервьюер: Хорошо. Теперь у нас еще такой вопрос: что означает появление этой легочной болезни, пандемии, в настоящее время, с духовной точки зрения?

Михаэла Глёклер: Легкие – это ведь совершенно удивительный орган, связующий нас со всей воздушной оболочкой Земли. Это самый «социальный», самый «коммуникативный» из наших органов. То есть находясь, например, в одном помещении, люди вдыхают воздух, только что выдохнутый другими. Мы не задумываемся над этим. Ведь это означает, что воздух связывает нас не только с другими людьми, со всем человечеством, но и со всеми нашими проступками в отношении окружающей среды. Нельзя забывать, что большинство тяжелых легочных осложнений наблюдаются не в сельской местности, а в наиболее загрязненных мегаполисах. То есть мы загрязняем воздух, которым дышим, и нет ничего удивительного в том, что нашим легким все труднее справляться с загрязняемым нами воздухом. Я хочу сказать, что если нагрузка на легкие из-за нашей индустриализованной жизни постоянно растет, то в какой-то момент легкие перестают с этим справляться, и тогда они становятся уязвимее. И я считаю, что связь здесь существует, потому что хотя за последние десятилетия нами и сделано кое-что для улучшения воздуха во всем мире, но этого отнюдь не достаточно. А поскольку у воздуха, которым мы дышим, есть не только физическая сторона – речь, музыка, свет показывают, что дает нам воздух: ведь солнечный свет мы видим только потому, что есть воздух, это воздух позволяет видеть свет. И воздух невероятно важен для жизни. По воздуху передается речь, музыка, все замечательное, но в то же время и звуки, издаваемые животными, которые подвергаются мучениям, звуки, связанные с массовым содержанием животных – все это тоже переносится по воздуху, и всем этим мы тоже дышим: страдания животных... И здесь я тоже усматриваю связь: вирусы присутствуют, главным образом, в животном царстве и, находясь в нем, учатся преодолевать видовые границы, и сейчас мы все больше сталкиваемся с тем, что вирусы преодолевают видовые границы, чтобы привлечь наше внимание к животному миру – иначе и не скажешь. – Мы дышим в одном и том же жизненном пространстве с животными и обращаемся с ними так недостойно, что хуже не придумаешь, – за немногими достойными исключениями.

Интервьюер: Да, мы, так сказать, находимся в одной экосистеме с ними. И теперь у меня новый вопрос: представьте себе, что я отношусь к группе риска. Что я могу сделать, чтобы укрепить свой иммунитет или подготовиться к встрече с этим новым вирусом, к чему, наверное, человечество пока не совсем готово?

Михаэла Глёклер: Если подходить с позиции интегративной медицины, то, конечно, существуют совершенно разные уровни. Во-первых, физический, реализуемый в настоящее время во всем мире, т.е. экспозиционная профилактика. Она заключается в том, чтобы не подвергать себя воздействию вируса, чтобы надевать маску при контакте с людьми из группы риска, например, в больницах и т.д. Т.е. можно сделать что-то на физическом уровне за счет избегания. Но я считаю, очень важно иметь в виду те факторы, которые способствуют общему укреплению иммунной системы. Здесь можно назвать, прежде всего – и это очень и очень важно, – достаточное количество сна. Затем здоровое питание. Хороший двигательный баланс, т.е. отсутствие дефицита движения. Как показывают исследования, уже получасовая мотивированная прогулка в хорошем темпе на свежем воздухе оказывают непосредственное иммуностимулирующее действие. – Разумеется, нужно двигаться с радостью, а не уныло плестись. Эти совершенно обычные вещи: сон, питание, движение нельзя недооценивать. Затем существуют очень хорошие эвритмические упражнения, т.е. эвритмия – это очень полезно, для тех, кто с этим знаком. Существуют обучающие видеоклипы по эффективным эвритмическим упражнениям. Ну, и конечно, решающая роль принадлежит душевной сфере.

Интервьюер: Психосоматика, да…

Михаэла Глёклер: Психонейроиммунология. Что это значит? – С 70-х годов известно, что иммунная система положительно откликается на позитивные чувства, эмоции, такие, как радость, благоговение, юмор, благодарность, уважение, т.е. любые возникающие между людьми позитивные чувства и эмоции оказывают иммунностимулирующее действие. А вот страх, депрессия вредны для иммунитета, равно как и ненависть, и прочие негативные эмоции. Кстати, добавлю еще кое-что очень важное, что относится к физическому уровню: правильное поведение при подъеме температуры. Этим очень часто пренебрегают. Когда человек заболевает гриппом, т.е. когда появляются симптомы – это касается уже не профилактики, про которую Вы спрашивали, а лечения – самое важное в лечении вирусных заболеваний – это правильное поведение при повышении температуры, потому что повышенная температура – это единственное оружие, при помощи которого тело способно умерщвлять вирусы. А многие не знают об этом. Как и о том, что жаропонижающие средства и антибиотики подавляют эту иммунологическую реакцию тела, тем самым нанося вред иммунной системе.

Интервьюер: Например, ибупрофен и прочие, да?

Михаэла Глёклер: Да. Уже даже доказано, что в этом случае следует применять другие препараты, поскольку его вредоносное действие подтвердилось, но на самом деле ни один из жаропонижающих препаратов полезным не назовешь. Я сама врач, и лично я использовала бы жаропонижающие только в том случае, если тело не в состоянии справиться с температурой самостоятельно. Во всех остальных случаях здоровое протекание лихорадочного состояния обеспечивается физическими методами. 

Интервьюер Вот как

Михаэла Глёклер Да. Есть еще один важный момент с точки зрения профилактики, связанный с душевным состоянием. Многие говорят: «Как я могу испытывать позитивные эмоции? Я нахожусь дома, в одиночестве». – Можно молиться и медитировать. Это создаст благоговейный настрой, поднимет настроение – можно зажечь свечу, прочитать какой-нибудь текст, который настроит на духовный лад, свяжет человека с его представлением о Боге, с ангелами, с духовным миром или с дорогими его сердцу умершими. Потому что мысли невидимы глазу, но именно они и есть невидимые мосты в духовный мир. И я считаю, что нам очень и очень важно вспомнить о них.

Интервьюер: И защитить. Возможно, благодаря медитации из духовного мира удастся что-то почерпнуть и даже найти какие-то новые шансы для мира. И здесь я подхожу к еще одному вопросу: Как этот кризис повлияет на нас? Не только с точки зрения последствий, хотелось бы услышать, прежде всего, о новых шансах, которые могут возникнуть.

Михаэла Глёклер: Я, как и многие другие, очень надеюсь, что когда все это закончится, мы не станем считать, что жизнь, которой мы жили до сих пор, была замечательной, и что нужно просто продолжать в том же духе. Я и в самом деле надеюсь, что что-то изменится в экономике – в плане того, как мы организуем экономическую жизнь, – в экологии – в плане того, как мы относимся к природе, что мы не вернемся к тому, что было – это самое большое мое желание. И что мы поймем, что хотя дистанционное обучение, мощным толчком к реализации которого послужила изоляция, и работает, но это вредно для здоровья детей и подростков, для развития их мозга. Им нужно много лет развиваться в реальном мире до того, как привыкать к виртуальному. Я очень активно занимаюсь этой темой, потому что способность мыслить самостоятельно вырабатывается на протяжении 16 лет; для развития лобных долей головного мозга, позволяющих осуществлять самоконтроль и самостоятельно мыслить, действительно требуется 15 – 16 лет. И я считаю, что чтобы это не забыть, нужно будет тоже хорошенько все осмыслить по прошествии этого времени; чтобы мы не считали, что многое из того, что есть в реальном мире, не нужно, что детей и подростков можно допускать в мир онлайн наравне с нами. Это очень вредно. И еще один немаловажный момент: в последнее время в рамках борьбы с пандемией предпринимаются попытки осуществления тотального контроля. Я считаю, что это тоже факт: дело доходит до запрета на выход на улицу, до слежки через мобильные телефоны, будь то анонимно или нет – каждому понятно, что стоит за этими словами. Мы должны внимательно следить за тем, чтобы эта пандемия не опрокинула все наши ценности свободной демократии. И поэтому, ни в коем случае не желая нагнетать страх, мне хочется подчеркнуть один момент, о котором в 1984 году, описанном Оруэллом, упоминает в своем интервью в Германии Йозеф Вайценбаум, активный участник создания всей компьютерной индустрии Америки, разработок в области компьютерной техники. Оно опубликовано в небольшой брошюре, озаглавленной «Курс на айсберг», которая актуальна по сей день. Интервьюер  уже в 1984 году  спрашивает его, не способствует ли компьютеризация и цифрофизация возникновению государства тотального контроля, то есть того самого государства, которое описано в книге Оруэлла, на что Вайценбаум отвечает: «Разумеется, способствует. В этом направлении ведется системная работа. Для осуществления тотального контроля достаточно компьютера». Однако затем идет большое «но», затем он говорит: «Но мы должны уяснить, что государства ужаснейшего тотального контроля создавались и без всяких компьютеров». И далее: что его не беспокоит проблема компьютера в будущем и возникновения государства тотального контроля, если людям достанет нравственной силы для того, чтобы адекватным образом обращаться с техникой и отстаивать ценности демократии. И он очень четко говорит: «Государство тотального контроля посредством компьютера в негативной форме может возникнуть только в том случае, если люди перестанут защищать свое право на свободу и потеряют заинтересованность в нем». И это, как мне кажется, будет самым важным по окончании эпидемии коронавируса: вспомнить о таких центральных ценностях, как свобода и достоинство, регламентировать механизмы контроля со стороны государства, чтобы он применялся только там, где это необходимо в целях безопасности и защиты населения, а не для того, чтобы обеспечить правительству абсолютную власть.

Интервьюер: Да-да, люди должны сознавать свою ответственность, я тоже считаю, что это важно. Вся эта техника и цифрофизация могут привести к утрате чувства ответственности и к изоляции человека. Государства это тоже касается: оно может перестать ощущать ответственность за людей, за своих граждан, и сосредоточиться только на власти. Тут я с Вами полностью согласен. Ну что ж, уважаемая Михаэла, благодарим Вас. Может быть, Вам хотелось бы сказать нам или нашим слушателям что-то еще?

Михаэла Глёклер: Мне, конечно же, хочется пожелать вам всего доброго на будущее. По возрасту я уже вхожу в группу риска, время моей жизни ограничено. Я думаю, в первую очередь, о молодых, и всегда рада сделать все, что в моих силах, чтобы ободрить их перед лицом того особенного будущего, которое им предстоит. Нет никаких сомнений в том, что на счету будет каждый, чей позвоночник прям и для кого честность, любовь и свобода относятся к решающим человеческим ценностям.

Интервьюер: Прекрасно! Сердечное Вам спасибо, Михаэла!
Михаэла Глёклер: Пожалуйста! До свидания!

Видео интервью с антропософским врачом, автором книг «РЕБЕНОК»
«БЕСЕДЫ с РОДИТЕЛЯМИ» "СПОСОБНОСТИ И НАРУШЕНИЯ" Михаэлой Глёклер здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=8r6KFfy12Ko&feature=youtu.be
Перевод интервью на русский язык выложен на сайте Ассоциации вальдорфских школ России:
http://waldorf-russia.ru/activity/news/238/ 


 

Летнее методическое онлайн-объединение 2020   

Летнее методическое онлайн-объединение 2020, прошедшее в июне и собравшее более 100 участников из разных городов, представляющих около 30 инициатив, в сложившихся новых условиях оказалось достойной альтернативой ежегодной летней "Методической неделе", которая в этом году проводилась особым образом - онлайн и длилась не одну, как раньше, а две недели.
В программе методобъединения проводились лекции, предметные и классные секции, занятия художественного цикла. Педагоги-эксперты в течение двух недель провели тематические встречи и поделились опытом с участниками, среди которых были и опытные педагоги, и начинающие учителя, а также заинтересованные родители.
Ресурс по обмену материалами по завершении мероприятия продолжает пополняться! Огромное спасибо всем, кто внес и продолжает вносить свой вклад: добавляет материалы, ссылки, видео, наводит порядок в курсах, сортирует и систематизирует всё накопленное - это способствует нашему объединению и развитию вальдорфской педагогики!
Если кто-либо из вас ещё не присоединился к нужному курсу или хочет добавить своих коллег, то ниже, в комментариях, вы найдёте инструкцию, как это сделать. Все технические вопросы решены. Если вы добавляетесь как учащиеся, то у вас будут почти все те же возможности и опции, что у преподавателей. Начиная с 28 июля 2020 года пароль аккаунта metodweek@gmail.com будет изменён, но вы сможете продолжать пользоваться материалами, добавлять их, редактировать, систематизировать, скачивать. Доступ к видеоматериалам предоставляется как участникам методического онлайнобъединения, так и тем, кто хочет ознакомиться с результатами и материалами.
1. Если вы участвовали и желаете получить материалы, то просто напишите письмо с запросом о предоставлении доступа к интересующим вас видео, и вам будет выслана ссылка.
2. Если получить доступ к видеоматериалам желает тот, кто не участвовал в методическом онлайн-объединении, то условия оговариваются индивидуально.
Единый адрес для связи: margarita.krekhnova@gmail.com



Семинар педагогов старшей школы
Ярославль - Зеленоград
2020-2022
 

 Уважаемые коллеги! 20-21 февраля 2020 в Ярославле состоялась конференция педагогов старшей школы, на которой присутствовали учителя русского языка (Ярославль, Иркутск, Владимир), учителя математики (Зеленоград, Самара, Жуковский, Москва), учителя истории (Ярославль, Москва) и учителя искусства (Воронеж, Москва). Ведущей встречи была А.М. Боронина, семинары по предметам вели Е.Ю. Сергеева и В.Ф Елиферова.
   На первой лекции А.М. Борониной был сделан обзор истории возникновения вальдорфской школы и её задач, а на второй лекции обсуждался вопрос трёхчленности социального организма как идеи будущего.
На семинарах по русскому языку, литературе и математике мы вернулись к истокам и сделали обзор основных понятий в предметах для 9-11 классов, основных способов работы с разными возрастами, проследили отдельные связи между предметами.
   Мы запланировали совместную работу, рассчитанную на 4 семинара учителей литературы и математики:
1 семинар 2020 с 20 (вечер) по 23 августа (утро-день) – Ярославль
2 семинар 2021 с 19 по 22 февраля – Зеленоград
3 семинар 2021 с 19 по 22 августа – Ярославль
4 семинар 2022 с 19 по 22 февраля – Зеленоград.
Несколько слов о ведущих семинара:
   Анастасия Боронина: обучение 1991-1997 школа живописи Герарда Вагнера (Дорнах), работа на педагогических семинарах в Одессе, Днепропетровске, Харькове, д/с семинар в Москве, в художественной школе Arteum  (Дорнах), Tobyes School of Art, East Greansted(Англия), 2001-2005 обучение в эвритмической школе (Гамбург), с 2007 по 2010 член интернациональной коллегии художественной секции Гетеанума (Дорнах). Эпохи живописи и эвритмии в вальдорфской школе Ярославля с 2008 года, создание авторской программы обучения живописи в вальдорфской школе, руководитель школы искусств Вырица, президент международного фонда Arteum (Дорнах), руководитель двухгодичного семинара для учителей живописи и искусства, член творческого союза художников России, член ассоциации искусствоведов России, организатор и куратор выставок, работник школы практической философии.
   Елена Сергеева: учитель русского языка и литературы с 1983 года, одна из основателей ярославской вальдорфской школы, имеет опыт классного учителя в выпусках 2003 и 2017 участвовала в составлении программы по литературе для вальдорфских школ России.   
   Владислава Елиферова: учитель математики в 6-11 классах, многократный классный руководитель старших классов, директор школы 2008-2013, участница семинаров для учителей старшей школы в Касселе, была членом Совета Ассоциации российских вальдорфских школ.  
   Привозите планы эпох и тематическое планирование для 9-12 классов.
 Стоимость семинара 2500 руб. Кофе-паузы включены в стоимость семинара.
  Учителя литературы и математики, не принявшие участие в первой встрече, но желающие совместно работать, могут написать заявку на двухгодичный семинар по адресу:
pavlikkk-n@live.ru Павленко Наталья, тел.+79807039194
  На отдельные модули заявки не принимаются, так как семинар предполагает целостное обучение.

 


Онлайн-методика преподавания в вальдорфской школе
Перевод текста

"Дистанционное обучение в школах, работающих по методу Штайнера, во время вспышки коронавируса. Руководство и советы для учителей".

Пол Леви Брайтон, Великобритания, март 2020 года.

                                         Вступление.
 Преподавание с использованием цифровых технологий уместно для учеников старшей школы, когда к этому вопросу подходят осознанно и избирательно. Сегодня, когда учебные заведения закрываются по всему миру, а домашнее обучение становится новой реальностью на ближайшие недели, а, возможно, и месяцы, от государственных, а также от многих вальдорфских школ по умолчанию ждут перехода на онлайн обучение. В связи с нынешней ситуацией в мире на вальдорфские школы будет оказываться ещё бОльшее давление, чтобы обязать их использовать онлайн ресурсы для обучения детей младшего возраста.

 Этот документ не является попыткой научить опытных вальдорфских педагогов, как исполнять их профессиональный долг. Однако преподавание онлайн, как замещение очных занятий в классе является не только не естественным, а даже чужеродными для вальдорфской педагогики, и на то есть свои причины. Задолго до появления компьютеров в нашей жизни Рудольф Штайнер предостерегал нас об опасности слишком сильно погрузиться в двоичную природу механизмов (вкл.-выкл., 1-0, и-или). Наш мир качественный. Цифровые технологии являются двоичными, экраны включаются и выключаются со скоростью, которую мы не привыкли воспринимать.

 Для подростков вполне приемлемо познакомиться с этой технологией, узнать, как она работает и научиться ею пользоваться. Хотя мы и не хотим, чтобы дети стали зависимыми от компьютера. Всё же это дар нашего времени.       Это та технология, что является основным инструментом в поиске вакцины от распространения коронавируса; эта же технология объединяет нас, даже когда мы физически изолированы друг от друга.

  Содержание документа предполагает учащихся от 9 лет и выше. Учителя сами решат, что использовать и для какой возрастной категории.

 Много исследований и книг уже написано об опасности цифровых технологий для детей. И всё же современное поколение гораздо лучше прежнего знает, как эти технологии использовать. Дети быстро учатся, и многие из них показывают устойчивость к их влиянию.

Мы родились в век и живём в нём - где цифровые технологии присутствуют в арсенале учителя как средство обучения, когда мы физически не можем быть в одном пространстве с нашими учениками.

Приглашаю вас извлечь пользу из этих советов, предложений и рекомендаций, предлагаемых в условиях необходимости действовать срочно, но также и смиренно. Вы учителя, осознающие уникальность и свободу каждого ребёнка, взяли на себя эти обязательства и ответственность. Цифровые технологии могущественны, и их сила вызывает смешанные чувства. Только с крепкой уверенностью в себе, заботой и добротой мы можем использовать их в эти трудные времена на благо наших детей. Так как есть срочная необходимость поделиться содержанием этой статьи, материалы в ней представлены кратко, понятно, не требуют много времени на тщательное изучение и проработку. Это, по сути, список рекомендаций, советов и предложений для вальдорфских учителей, пытающихся обучать онлайн. В этом документе вы найдёте практические советы, как минимизировать вред от цифровых технологий, а также как компенсировать холодность цифровой среды человеческой теплотой. Надеюсь, польза для вас будет незамедлительной.

                                                Об авторе.

   Я родитель вальдорфской школы и был членом совета школы с перерывами на протяжении 20 лет. Я также работаю со взрослыми в сфере обучения и развития как старший преподаватель (на неполною ставку) и сотрудничаю с тремя университетами в Великобритании. Я автор нескольких книг, включая «Цифровой ад», которая была опубликована издательством Clairview Books. Моя следующая книга «Дыхание природы в цифровом мире» рассматривает меры, которые мы можем использовать, чтобы сбалансировать технические средства и природу в нашей работе и личной жизни.

                                             Примечание.

Многие вальдорфские ученики чувствуют себя комфортно при использовании технических средств общения особенно в видеоконференциях и чатах один на один. Здесь вы найдете практические идеи, как это можно использовать. Также вы найдете соображения по организации и управлению работой через электронную почту.
Вы сами решите, стоит ли использовать эти идеи или адаптировать их, и как лучше применять их в зависимости от возраста учащихся. Не стесняйтесь передать эту статью коллегам, давая ссылку на автора.

 С радостью приму замечания и комментарии по адресу paul@cats3000.net

                  Идеи, предложения и виды деятельности.

              Совет: поделитесь своим местоположением.

 В начале конференц-звонка поделитесь своим местоположением с детьми. Поверните камеру, чтобы показать, что вы находитесь на кухне или рядом с окном. Таком образом, тот факт, что мы являемся физическими существами и находимся в физическом мире, но пользуемся цифровыми технологиями передачи информации, поможет с самого начала заземлись детей. Если это возможно, попросите учеников рассказать или показать, где они находятся. Конечно, самая простая версия этого задания - просто сказать вслух, где вы находитесь.

 Если вы общаетесь с учениками через электронную почту, можно использовать похожую технику. Начать письмо стоит так, как если бы вы были друзьями по переписке: "Я сейчас пишу вам, сидя на скамейке в моем саду.”. Для детей младшего возраста электронное письмо может прочитать родитель. Если вы пишете для детей младшей школы, постарайтесь быть изобретательными, создавая яркие образы и картинки в воображении детей: “Я сейчас пишу вам, сидя на скамейке в моем саду, и перед собой я вижу довольно большую рыжую кошку, которая идет по верху забору; такое ощущение, что как она ловкий канатоходец!” Для маленьких детей вы также можете рассказать предысторию, что вы делали до встречи с ними на экране.

  Совет: сохраняйте приоритет аудио над видео.

  В последние годы радио набирает популярность. Подкасты сейчас в моде. Они позволяют нам самим создавать образы в нашем воображении, тогда как телевидение передает уже готовые картинки. Для детей постарше хорошо записывать аудио и даже экспериментировать с групповыми звонками по скайпу, но без включения видео. Этот прием хорошо подходит для педагогических историй. Кроме того, можно попросить родителей прочитать вслух рассказы и стихи, которые вы прислали им по электронной почте. Акцент на заданиях с аудио, без использования зрительной информации, может помочь свести к минимуму время, проводимое перед экраном компьютера.

  Видео может приводить к пассивности даже детей старшего возраста. Звук требует от них большей активности и концентрации. Родители могут принимать активное участие или просто присутствовать рядом во время онлайн-встречи, чтобы помогать детям удерживать внимание.

 Совет: сонастраивайтесь по времени.

  Если вы отсылаете детям по электронной почте какую-то работу, поделитесь с ними, в какое время вы отправляете письмо - это напомнит им, что у вас есть такая же жизнь, как и у них, и это нечто общее между вами как человеческими существами. “Я отправляю это письмо в 5 вечера, ровно перед тем, как я пойду ужинать”. Конечно, не нужно писать так каждый раз. В коротком информационном сообщении это будет неуместно. Но более длинные письма, предназначенные для настройки на работу, могут помочь создать связь между вами, а также дать детям понять, что электронное письмо получено через некоторое время после его отправки. В классе мы находимся в одном и том же времени, в одном моменте. Однако также важно осознавать время, обучаясь через интернет, поскольку в данном случае очень легко потерять его ощущение и "уплыть" куда-то, оторвавшись от нашего общего мира на Земле.

 Совет: говорите о ритмах - что мы ели на ужин и другие ритуалы.

   Все ритуалы, которые заземляют человека в физическом мире, полезны для детей с точки зрения осознания того, что цифровая технология, в конечном счете, находится в нашем физическом мире, а также и весь день, который начался с нашего пробуждения и заканчивается засыпанием. В котором часу мы все проснулись сегодня утром? Что мы ели на обед? А что будет на ужин? Иди и спроси у папы или мамы...

 Совет: говорите о самочувствии - как мы себя чувствуем?

В начале урока, который вы проведете в формате видеоконференции, зарегистрируйтесь вместе с детьми. Спросите каждого, как он себя чувствует (Вы можете сделать "круг" или, если они застенчивы, вы можете попросить их написать до трех слов, чтобы описать свои ощущения). Смоделируйте это сами. Это напоминание о том, что у всех нас есть чувства. Застенчивость может создать некоторую энергию, предвкушение и даже смех. Попросите рассказать что-нибудь, что заставило сегодня смеяться, а потом что-нибудь, что заставило нахмуриться...

  Совет: начните с цитаты / картинки / стихотворения.

  Люди приходят на видеозвонки в разное время. На некоторых платформах вы можете “поделиться своим экраном". Итак, начните с рисунка, возможно тематического содержания урока, а для детей постарше - с цитаты или стихотворения. Вы можете, если хотите, начать краткую дискуссию о стихотворении, картине или цитате. Это может помочь войти в состояние потока несмотря на то, что видеоконференция может показаться неудобным инструментом коммуникации.

 Совет: всегда подводите итоги/размышляйте о том, что вы делали в прошлый раз.

  Цифровой мир очень “линейный”. Такие платформы, как Facebook, постоянно удлиняют временные рамки контента – то, что люди печатают и чем делятся. Это упражнение помогает построить осмысленное повествование на различных уроках. Оно просто использует важность рефлексии, а также резюме, и может уменьшить беспокойство в интернете. Вы даже можете сделать это в виде викторины, начать предложение, чтобы ученики закончили, использовать это упражнение для активации мыслительной деятельности. “Итак, кто помнит последнее, что мы делали на онлайн-уроке на прошлой неделе? А что мы делали до этого?" Или же вы можете просто предложить пересказать или поделиться на экране картинкой, диаграммой. Предлагайте простые картинки, иначе вы заметите, что некоторые дети смотрят как завороженные, будто "захваченные экраном". Но от сеанса к сеансу развивайте в себе чувство непрерывности и помогайте детям собирать плоды своего обучения.

 Совет: не слишком близко к экрану.

  Моделируйте правильное положение по отношению к экрану компьютера (или смартфона или планшета). Поставьте ваш смартфон на некотором расстоянии от вас. Постарайтесь приблизиться к реальности класса. В идеале дети должны видеть вашу голову и плечи, а не только ваше лицо (мы учимся всем своим телом в классе, мы не бесплотные головы!). Жестикулируйте руками, сядьте так, чтобы была видна ваша голова, плечи и даже руки. (Возможно, вам понадобится хороший микрофон - портативный динамик Bluetooth со встроенным микрофоном идеально подходит для этого). Даже вставайте и двигайтесь, вы даже можете писать на обычной или белой доске! Но демонстрация только головы заставляет нас без всякой необходимости погружаться исключительно только в интеллект.

 Совет: говорите с камерой, держа человека в сознании.

 Цифровые инструменты – это отвлекающий фактор; они являются фильтром, одновременно шлюзом и барьером при контакте с другим человеком или группой людей, которые не находятся с вами в одной комнате. Очень легко “забыть” об особенностях и уникальности человека, образ которого мы видим на экране в виде пикселей, даже когда качество картинки хорошее.

 Как часто делают вальдорфские учителя перед уроком, держите в голове образ каждого ребенка, его личность, уникальные качества прежде чем начать цифровую встречу. Когда вы ведете беседу, привнесите в сознание своё внутреннее намерение, готовность признать этого ребенка на экране уникальной личностью. Будьте готовы разделить с ним свой мир здесь, на земле в момент соединения через пространство - экран является всего лишь средством связи, но истинная связь налаживается не благодаря экрану. Медитация на каждого ребенка дает вам якорь, которым можно удержать его во время онлайн-урока.

Совет: лучше продвигаться медленнее, чем вы привыкли.

Большинство людей говорят и действуют в цифровом мире очень быстро. Посмотрите хотя бы на то, как быстро сейчас дети набирают смс-ки. Используйте интуицию, чтобы найти свой собственный темп для ваших онлайн уроков. Лучше немного замедлиться, чтобы информация лучше запечатлелась в памяти; стоит повторять важные моменты разными способами.

 Сначала дети могут показаться нетерпеливыми и рассеянными. Но медленный темп - это то, к чему они в итоге хорошо привыкают, и это становится облегчением для них - появляется время подумать, разобраться и не испытывать излишний стресс.

 Совет: пейте воду (хорошо, если у всех будет стоять стакан воды).

 Сейчас есть прекрасная возможность - показать важность употребления чистой воды. Попросите всех учеников принести на виртуальный урок стакан питьевой воды. И дальше показывайте пример, регулярно делая глотки из своего стакана. Это можно делать в общем веселом ритме!

Уже доказано, что мы становимся обезвожены, когда не пьем воду, и это особенно актуально перед излучающими тепло компьютерными мониторами.

 Совет: применяйте "Правило 15 минут".

  Чувствуют ли сами дети это или нет, но цифровой экран нас сенсорно перегружает. Более младшие дети могут быть так перевозбуждены этим, что может расстроиться их сон и концентрация внимания.
Ни один урок не должен идти больше 15 минут без перерыва или больше 20 минут - для подростков.

 Для урока в 45 минут должны быть этапы "3 по 15" с перерывами на воду и на обобщение того, что было за предыдущие 15 минут. В идеале перерыв должен быть такой же по времени ​без​экрана, как был и ​у​экрана. Здесь работает правило: онлайн - всегда лучше меньше, чем больше.

 Совет: начинайте онлайн встречу со "спасибо за присутствие".

  Цифровой мир виртуального общения очень стенографичен, эмоции заменяют смайлики; часто вежливость и доброта могут отсутствовать в общении или свестись к чему-то искусственному и пустому.
   Всегда благодарите детей за то, что они "пришли". Это, может быть, звучит странно, но это такие слова подчеркнут ценность их присутствия. Это так же поможет им больше ценить и вкладываться должным образом в учебу, будь она виртуальная или нет.

  После онлайн встречи поблагодарите опять всех за участие. Вы можете завершить всё кратким подведением итогов (возможно с помощью картинки, которая усилит вашу речь), или "мостиком" в будущую встречу, или домашним заданием (которое потом надо послать на электронную почту и/или записать голосовым сообщением).

 Цифровой мир - это место с очень плохо, хаотично, организованной информацией. Учитель прокладывает через него Путь смысла и логики.

 Совет: настройтесь на тему с помощью постановки вопросов.

  Цифровой мир - это место, переполненное “болтовней". Это называется "статусы”.
Но все же дети всех возрастов исследуют мир.
Постановка вопросов во всех формах цифровой коммуникации, будь то электронная почта, социальные сети или видеовстреча, пробуждает любопытство, любознательность и интерес к миру.

  Онлайн урок, построенный вокруг поставленного вопроса, может иметь большую ценность.
Нам даже не нужен полный ответ. Можно найти вопрос, ведущий к дальнейшим вопросам.
Как учителя, мы должны "давать ответы" еще более избирательно и осознанно в цифровом пространстве, чем мы делаем это в физическом, реальном мире.

  Вальдорфское обучение - это пространство поиска путей, любознательности и открытий, тем более онлайн.

 И это не значит, что мы постоянно гуглим. Google - это поиск ответов (и причем очень выборочно). Мы должны умеренно использовать поисковые системы.
Принести настоящий бумажный словарь на видеоурок класса - это может быть очень весело.

  Мы можем часто просить детей читать вслух по настоящим книгам онлайн, искать ответы в реальных, печатных энциклопедиях прямо перед всеми на камеру. Мы можем показать и научить их тому, что есть место и книгам, и поисковым системам.

  Испытания "временем" могут быть забавными. Вы задали, сформулировали вопрос, и все ищут ответ в печатных книгах перед камерой. Кто первый? Потом вы можете попросить детей задать вопросы всем остальным.
Или вы можете увеличить сроки выполнения задания, и все превратится в совместный поиск, изучение, родится настоящий дух исследования.

  Все, что делают камеры, так это позволяют нам видеть друг друга. Цифровые технологии становятся просто инструментом для нашего осознанного использования.

  В качестве общего руководства:
 Задавайте вопросы всякий раз, когда вы можете, пусть они даже повиснут в воздух.

 Отвечайте на вопросы еще бОльшим количеством вопросов.

  Поощряйте детей задавать вопросы.

  Пусть ответы поступают даже гораздо реже в процессе, но мы торжествуем, радостно отмечая, если эти ответы шли от любознательности и терпеливого исследования. Пока мы исследуем, мы можем даже выключить камеры и договориться снова собраться через десять минут.

 Совет: весь текст на слайдах должен быть больше; все слайды проще; лучше разбить информацию на части.

 Люди часто бегло читают в интернете, но дети это так не воспринимают. Они поглощают информацию в более поверхностном виде. Более глубокого изучения онлайн достичь сложнее.

   Если вы отправляете электронные письма, используя, скажем, шрифт Ariel, используйте размер 14pt. Он может выглядеть слишком большим на первый взгляд, но его легче читать и усваивать.

  Акцент в тесте можно делать жирным шрифтом (но будьте осторожны в его использовании). Не используйте его, чтобы «докричаться».

 Если вы хотите заявить о чем-то громко, используйте красноречивое повторение.

 Используйте курсив, когда вы хотите быть более неформальным. При использовании слайдов помните, что "лучше меньше, да лучше".

 Не используйте "маркерные точки" для всего (это такие точки в начале абзаца вместо цифр).

 Пусть одно красиво сформулированное предложение заменяет еще одно перечисление.

 Фотографии могут помочь, но пусть они будут простыми.

 Разбейте информацию на удобные куски, но всегда потом сложите эти фрагменты детям в виде «целостной картины», обзора, объединения вместе взятых частей.

 Совет: нарисуйте имена детей, как будто они в кругу. Представьте себе их в кругу.

 Это внутренний настрой только для вас. При онлайн связи и общении легко абстрагироваться и стать отвлеченным. Наши имена важны при личном общении. Используйте их также часто, как и в классе. При работе онлайн есть опасность забыть имена и обращаться безадресно. В любом случае используйте больше имена, а не фамилии.

 Возьмите лист бумаги и напишите имена учащихся в виде списка или в виде круга, стараясь представить их себе в кругу. Человеколюбие, гуманизм – это так по-семейному. Мы собираемся вокруг согревающего огня в трудные времена и делимся своими мыслями и чувствами. Видеоконференция разработана так, что люди помещены в видеокоробки, в прямые ровные рамки. Бережно представляйте себя и детей в кругу, осознавая, что все связаны друг с другом. В то время когда кто-то из детей говорит или говорите вы с ними, представляйте их место в кругу. Вы, вероятно, сможете почувствовать прилив эмоциональных сил, так как круг привносит чувство единения, товарищества. Мы все в эти трудные времена нуждаемся в таком чувстве.

 Совет: неполная яркость.

 Экраны могут быть очень яркими, громкими и даже ослепительными. Приглушите яркость. Уменьшите «голубой свет», если возможно. Вы можете устраивать проверку яркости при каждой встрече с детьми. Проверку яркости. Проверку громкости. Проверку посадки. Проявляйте заботу о здоровье в целом и об органах чувств в частности. Берите ответственность на себя за то, что мы слышим и видим. Это несложно сделать. Дети могут просто сказать вам, как вы выглядите. Это легкая проверка перед началом онлайн урока.

 Совет: используйте микрофон, а не наушники.

 Это не будет для всех одинаковым. Некоторые дети любят уединение, которое им дают наушники (даже когда находятся или ощущают себя в своем пространстве). Наушники могут быть необходимостью в небольших квартирах, поэтому не настаивайте на своем. Где возможно, используйте микрофон/колонки. Звук таким образом вживается в физический мир, в пространство. Мы находимся в виртуальном мире, но намного  более осознанно в физическом – намного ближе к нашему обычному опыту преподавания в классе.

 Это может стать интересной темой для обсуждения в более старших классах.

 Совет: открывайте окно.

 Не секрет, что свежий воздух важен для нашего здоровья и хорошего самочувствия - и когда мы онлайн, и при занятиях в классе. Свежий воздух – это дыхание. Поток воздуха в комнате сродни дыханию. Звуки извне напоминают нам, что есть настоящий мир «там снаружи».
 Пение птиц и ветер в листьях деревьев - напоминание о природе. Все это воссоздает нам физический мир, в то время как мы погружены в мир цифровой. Причем здесь нет ситуации "или-или". Могут быть оба этих мира. Подойти к окну и подышать свежим воздухом в перерыве между онлайн уроками - это то, что мы всегда можем сделать.

 Совет: подержите в руках немного глины.

 Это может быть деятельностью для всего класса, либо только для учителя. В ситуации, когда наша голова полностью погружена в цифровую сферу, "заземление" необходимо. Это можно осуществить через работу с глиной. В ритме работы класса это станет моментом веселья - можно попросить сделать что-то из глины в пределах пяти минут, а можно позаниматься с глиной и более длительное время. Для учителя просто помять глину несколько раз всей рукой (не только кончиками пальцев), погрузить в нее руки несколько раз - это возможность освободить голову, сбалансировать себя.

 Совет: прогулка по саду или цифровое садоводство.

 После компьютерной работы постарайтесь выйти на природу - в свой сад, если таковой у вас есть, либо в ближайший парк, если это возможно для вас (вы можете находиться на самоизоляции). Даже простое наблюдение и уход за растениями на вашем подоконнике имеет ценность - природа является мощным и очень важным восстанавливающим фактором.

 Возможно, с помощью мобильного телефона вам удастся организовать виртуальное знакомство с растениями, которые дети выращивают у себя в саду, либо дома. Вы даже можете делать фотографии выращиваемых растений и сравнивать их рост и развитие со временем.

 Совет: перерывы между онлайн сессиями

 Между онлайн уроками необходимо делать правильные перерывы. Обучение онлайн требует времени для восстановления, усваивания учебного материала и отдыха от компьютерного экрана. Вдохновите родителей установить дома правила, аналогичные правилам школы в обычные учебные дни - никаких гаджетов, либо мультиков в перерывах между уроками. Вы можете предложить физические упражнения, или игры, хотя отдых все равно предпочтительнее. Время, проведенное за цифровой деятельностью, сказывается на детях. Отдых должен быть продуманным - для одних детей это могут быть активные игры в саду, для других - просто спокойное времяпрепровождение. Здесь нет никаких догм, поскольку ситуация является стрессовой для всех, и некоторые дети нуждаются именно в том, что их расслабляет и успокаивает лучше всего. Родительская поддержка - ключевой фактор здесь, и мы, как учителя, должны быть в диалоге с родителями, одновременно доверяя их умозаключениям относительно ситуации в их собственном доме.

 Совет: будьте наполнены любовью, дарите любовь, замечайте нетерпимость.

 Читая комментарии в сети, часто можно заметить, как быстро реакции людей становятся холодными и нетерпимыми. Кибербуллинг стал значимой проблемой во всех школах и обществе в целом. Холодность и отвержение могут сильнее проявляться онлайн, особенно в это непростое время. Учителям нужно хорошо это осознавать и правильно с этим обходиться. Нужно быть готовыми поддержать друг друга, если такая проблема возникнет . Профессиональный отклик важен как и в любое другое время. Однако в состоянии стресса некоторые дети могут реагировать подобным образом, и мы должны быть готовы к этому.

 Если учитель проявляет доброту, чувствительность и готовность преодолеть ограничения цифрового носителя, чтобы увидеть, признать и соединиться с уникальностью и ценностью каждого ребенка и класса в целом, ему доверяют, и часто именно он становится первым, кто может помочь ребенку, который страдает от буллинга или отвержения. Нужно чтобы и дистанционно мы были внимательны к потребностям детей, были открытыми к его вопросам, в том числе, невысказанным. Читать онлайн труднее (чем общаться вживую), поэтому регулярные беседы с родителями и коллегами могут помочь сформировать глубокую и теплую постоянную заботу о ребенке, который делает попытку обучаться в дистанционном режиме с помощью электронных носителей. В педагогической работе нельзя быть холодным, язвительным, отвергающим, или, хуже всего, равнодушным, особенно при работе через виртуальные посредники.

 Замечайте за собой, что вам трудно принимать, что вас раздражает, беспокоит. Дайте себе время и возможность для рефлексии. Замедлитесь. Находите лучшее в себе, в коллегах, в детях и их семьях. Будьте теплыми там, где часто выносите быстрые суждения и холодными там, где мыслите и рассуждаете.

 Совет: используйте вербальные и невербальные средства.

 Красноречие может быть удивительно вдохновляющим инструментом при дистанционной работе. Сетевое общение – область существительных: писем, смс, экранов, клавиатур. Конечно, там присутствуют и глаголы, но многие эмоции и переживания легко заменить смайлом. Это может быть очень забавным – укорачивать, упрощать, отправлять сообщение и получать ответ немедленно. Но язык живет и изменяется в нас постоянно. Глаголы и наречия могут иметь разные смысловые оттенки. Они могут оживлять мир цифрового общения, в котором речь имеет тенденцию к упрощению и обеднению. Поэтому разнообразьте вашу речь, добавьте поэзии, жизни и движения в ваши онлайн уроки. Важно все: и то, ч​то​вы говорите, и то, к​ак ​вы говорите. Можно «задать домашнее задание на завтра», а можно «отправить в полное открытий и приключений путешествие, где вам пригодится ваше воображение и писательские навыки». Использование возможностей и богатства языка может действовать пробуждающе и оживляюще.

 Совет: делайте внутренний жест взаимодействия через пространство, а не через экран.

 Когда мы представляем, что человек удален от нас пространственно, мы утверждаем, что мы находимся в одном месте, а он в другом. Когда мы общаемся удаленно, легко представить, что мы общаемся через экран. Класс – это физическое пространство, и в ситуации, когда ученики и учитель вынуждены общаться дистанционно, мы хотим соединиться через экран (общаясь с изображением как будто это реальный собеседник). Однако на экране мы видим лишь изображение, полученное с помощью цифровой передачи данных, через бинарный язык нулей и единиц. Рудольф Штайнер предупреждал людей об этой иллюзии. Он писал, что человеческое существо невозможно воссоздать с помощью нулей и единиц. Он был очень обеспокоен тем, как технологии своей механистичностью и повторяемостью воздействуют на нашу спонтанность и творческие способности. Тем не менее, он приветствовал такие достижения науки его времени, как радио и телефонная связь.

  Как вальдорфский учитель, когда вы смотрите на детей через экран, слушаете их голоса во время конференции, общаетесь с ними по электронной почте, удерживайте осознание (если вы интуитивно чувствуете, что это правильно), что вы соединяетесь с учениками с помощью этих великолепных технологий, но вас разделяет физическое пространство.

Возможно, вы почувствуете, что это дает возможность разделить в своем сознании изображение, которое вы видите на экране, и реального человека, с которым вы соединяетесь через пространство. Это просто способ усилить то, что мы и так делаем в нашей обычной жизни. Вы скучаете по вашей бабушке в Австралии (или в Киеве, Белгороде, Томске, Иркутске, Владивостоке...) и, общаясь с ней дистанционно, не чувствуете трудностей взаимодействия через экран, потому что сердцем и умом стремитесь преодолеть расстояние, которое вас разделяет.

 Совет: ищите пути выхода из бинарного, поляризированного, мышления и речи.

 Как было сказано выше, мир цифровых технологий - это бинарный посредник. Он не всегда, но зачастую, имеет тенденцию к выбору "и/или". Когда мы нажимаем клавишу «Enter», это вызывает четко определенный недвусмысленный результат. Рекламы на экране меняются каждые несколько секунд. Бинарность удобна в цифровом мире. Чтобы уловить нюансы и быть тонким в общении, требуются немалые усилия.

 Мы учим детей, что жизнь дает бесконечные возможности, что она больше, чем "и-или". Поэтому, если вы замечаете проявление поляризованного мышления, ищите третий путь между «и» и «или», задавайте вопросы, помогайте увидеть альтернативу, дискутируйте, чтобы выйти за пределы бинарности. Всегда будьте готовы дать дополнительную информацию, помогающую увидеть проблему с новой стороны.

 Совет: 100% пунктуальность.

 Будьте пунктуальным и ожидайте пунктуальности от ваших учеников, следите за соблюдением временных рамок. Начинайте вовремя, заканчивайте вовремя. Социальные сети, игры, телевизор могут быть источником бесконечного получения удовольствия, «Еще одну серию», «еще немного» - здесь трудно держать себя в рамках. Школа дает прочное и надежное дело – учебу. Но дети физически находятся не в школе. Мир меняется, и некоторые вещи перестают быть незыблемыми. Будьте той надежной скалой, на которую можно опереться, и той тихой гаванью, в которой можно укрыться в онлайн обучении. Как учитель, выполняйте все ваши обещания, не вводите в заблуждение, будьте вежливы, тверды и уверены в себе.

 Совет: оставайтесь в тесной связи с физическим миром.

 Проводя уроки онлайн, вальдорфскому учителю важно сохранить связь с пространством класса, который на время стал недоступен. Продолжайте вести главный урок, используя меловую доску, если это возможно. Рисуйте и пишите на настоящей бумаге. Занимайтесь живописью и скульптурой. Стройте конструкции и пеките пироги. Исходите из импульса стремления быть в лучших проявлениях для себя самого, чтобы быть в своих лучших проявлениях для детей и остального мира. Уделяйте должное время отдыху. Хорошо кушайте и пейте воду. Даже если вы ведете урок глядя в экран – делайте реальные заметки, используя настоящую ручку или карандаш на настоящей бумаге. Используйте настоящие инструменты из физического мира. Задействуйте ваши руки целиком, а не только кончики пальцев, нажимающие на клавиатуру или экран телефона

 Совет: внутренняя установка "я благодарен за этот инструмент, но я не этот инструмент".

 Это простая мысль, но ее стоит пояснить. Учитель и инструмент - это не одно и то же! Цифровой мир предлагает нам шанс связаться с детьми и обучать их, когда они не могут прийти в школу и класс. Это, конечно, не может заменить обычные уроки, но это дает нам возможность проводить обучение. Это дар. Но мы должны научиться оставаться самим собой. Вот внутренняя установка, которую нужно проговорить самому себе вслух или тихо внутри: «Я благодарен за этот инструмент. Но я не этот инструмент». Возможно, вы придумаете свое собственное высказывание.

 Совет: используйте мягкие оттенки цветов в оформлении слайдов.

 Если вы используете слайды для PowerPoint или иной программы презентаций – используйте цвета, которые вы бы использовали на уроке в своем классе. Помните, что цвета на ярком экране могут быть слишком яркими и кричащими. Экспериментируйте с дизайном и смягчайте цвета. Используйте пастельные оттенки, но не слишком темные, помните, что цвета выглядят по-разному на разных экранах. Не используйте черный на белом, только если это не необходимо для конкретной темы или задачи.

 Совет: создавайте задания для выполнения без экрана, а потом встречайтесь на экране.

  Вы можете задавать задания для детей, которые они смогут сделать самостоятельно и отправить вам на почту (с помощью родителей, если необходимо) или вы можете сделать перерыв в общении через экран и тогда ученики смогут вернуться к экрану, исследовав что-то, написав, нарисовав или сделав что-то. С помощью мамы или папы приготовить что-то на кухне (не забывайте о безопасности!) – все это должно безопасно вписываться в домашнюю обстановку, согласуйте эти действия заранее с родителями. Суть в том, что мы можем ставить задачи детям, которые они должны сделать в стороне от экрана, а затем собраться для обсуждения проделанной работы. Вовлечение воли влечет за собой деятельность, в идеале в стороне от экрана.

 Совет: избегайте холодного, монотонного голоса.

 Голос человека склонен к монотонности в онлайн формате. В сети это может случиться даже с самым ярким учителем драматургии! Будьте внимательны к своему голосу. Сделайте голосовую разминку перед онлайн-сеансом. Читайте электронную почту или тексты вслух перед тем, как отправлять их. Будьте актёрами. Добавьте в свой голос немного жизни! Нужно вернуться к своему письму, затем отредактировать то, что вы напечатали, и в конце концов отправить лучший вариант, если это электронное письмо. Обучающие истории и все, что мы говорим онлайн, что имеет моральную силу или содержание, должно быть ритмичным и повторяться снова и снова.

Потому что цифровой мир является таким сжатым, интеллектуальным местом с меньшим пространством для чувств, которые часто урезаются и укорачиваются до "клево" или смайлика, а более глубокие, нравственные понятия могут быть потеряны в скорости и шуме. Используйте акцент в своем голосе и повторите нравственные идеи трижды. В любом случае, это часто встречается в сказках. Но когда мы учим этическим и нравственным вещам, нам, возможно, придется говорить громче и чаще, чтобы нас услышали.

 Совет: медитация на "физическое" ребёнка.

 Держите в уме и памяти физическую форму каждого ребенка. Вспомните, когда вы в последний раз видели их в школе. Их телосложение, их глаза, их осанку, то, как они стояли, ходили, их жесты, любые тончайшие движения, ответы, их голос, их цвет волос. Не волнуйтесь, если вы не очень хорошо все это запомнили.

 Когда вы в следующий раз увидите их (если это вообще произойдет) онлайн, например, по видеозвонку, сравните вашу память с тем, как они выглядят сейчас. Не критикуйте себя за ошибки. Просто обратите внимание и аккуратно исправьте картинку. Держите эти первые воспоминания как можно дольше - эту физическую память. Каждый раз когда вы видите их в цифровом мире, удерживайте новое изображение, представленное в прямом эфире, в цифровом виде и оригинальное. Держите оба, как одно, в вашей памяти. Оба - это ребенок и его уникальная душа. Это благословение учить детей по мере того, как они растут на пути к свободе.

 Совет: используйте динамик Bluetooth с микрофоном.

  Уроки никогда не должны быть основаны на картинке "только голова". Не сидите слишком близко к экрану. Сядьте так, чтобы можно было жестикулировать руками. Вы даже можете встать, нарисовать на доске, с помощью динамика Bluetooth, что означает, что вы можете говорить на расстоянии от компьютера, а также слышать вопросы от детей. Громкоговоритель Bluetooth (он может стоить недорого, а хороший смартфон может также хорошо справиться с этой задачей) позволяет вам преподавать во всей комнате, а не только за столом. В маленьком помещении дети тоже смогут это делать.

Совет: важность педагогических историй, фактически ВСЕХ историй в виртуальном классе.

Истории хорошо передаются и переносятся в онлайн формате. Они являются основой вальдорфского образования. Попросите детей прочитать их (в идеале - не на экране, но, возможно, они уже прослушивают аудиокниги). Рассказывайте им истории, говорите о них, рисуйте, пересказывайте. Расскажите истории по кругу: что-то интересное, что случилось со времени последнего урока. Привлеките родителей. Они могут приходить на уроки и рассказывать истории - правду и вымысел. Рассказывать истории, которые им рассказывали в детстве. Рассказывать истории из мировой ситуации - вдохновляющие, печальные, хорошие новости, волнующие, усвоенные уроки, приключения, достижения и так далее. Истории вполне могут увлечь ребенка и вальдорфского учителя в это трудное время.

                                        Заключение.

  Выбирая онлайн программу в вальдорфском обучении, мы не можем знать, будет ли она приносить больше пользы, чем вреда, даже если ее использовать только в течение нескольких недель. Но внутренний жест учителей, школы, родителей и даже желание детей учиться, имеют неизмеримую ценность. Это жест поддержания связи с нашими учениками и студентами, продолжение общей истории - пробуждения в мире, узнавания того, кто мы есть и кем мы можем быть в мире. Если вы выбираете этот метод, это делает вас заложником технологий. Но это создаёт не только зависимость, но и связь. Дает нам доступ не только к жизненно важной информации, но также и к фейковым новостям. Это и ворота, и иллюзия. Если мы используем это сознательно, возможно, онлайн-класс в вальдорфской школе может принести реальную пользу. Только время покажет.

  Я желаю вам всего хорошего. Пол Леви Брайтон
  Великобритания, март 2020 года

Перевод на русский: Ирина Шатрова, Юлия Водовозова, Екатерина Бухтийчук, Ольга Лобанова, Олег Сасс, Татьяна Сикорская, Екатерина Панкратова, Варвара Райнина, Оксана Гальченко, Анастасия Вязанкина, Анна Васильева, Виктория Немчик. 


 

Платформа поддержки вальдорфских школ и педагогов в рамках проекта «Пробуждение воли»    

   Поиск учителей – это самый главный вопрос, на который вальдорфские школы ищут ответы каждый год.
И мало найти специалиста. Его нужно переподготовить.
Бывает и человек есть, и в целом способный, но как его довести до вальдорфских нюансов, когда осталось несколько месяцев до первой эпохи?
Данный проект  помогает решить эти проблемы путём использования современных средств коммуникации.
Проект "Пробуждение воли" предлагает учителям и всем, кто работает с детьми (это могут быть и родители, обучающие детей дома), присоединиться к нему.
Два раза в месяц есть возможность консультироваться с опытными учителями по всем предметам и отдельно - с классными учителями по классам.
Первые две встречи будут проведены для планирования эпох и для ответов на вопросы. Объявления об этих встречах публикуются в соцсетях.
Начиная с сентября преподаватели проекта будут вести занятия в соответствии с теми запросами, которые сформируются в группах.
По субботам планируются консультации с ответами на общие вопросы по ведению класса. На них по очереди будут отвечать преподаватели, имеющие опыт работы классными учителями и классными руководителями.
График первых встреч:
Подготовка классных учителей. Образ учебного года, план эпох, ключевые моменты, задачи возраста, задачи разных эпох
7 класс. Дмитрий Щербатенко,
ссылка здесь:
19 августа и 26 августа в 15.00
Ссылка на оплату здесь:
6 класс. Марина Цодикова
Ссылка позже.
25 августа в 15.00
Математика. Маргарита Баркан, ссылка здесь:
20 августа 5-7 классы 27 августа 8 – 10 классы. Начало в 17.00.
Русский язык. Ирина Ханукова, ссылка здесь:
21 августа
12.00 – 13.30 эпохи 1- 7 классов
14.00 – 14.30 эпохи 8 – 11 классов.
Все записавшиеся по ссылкам получат письмо на электронную почту с реквизитами для оплаты, после чего ссылку на участие.
В проекте также участвуют педагоги:
Ольга Ковалёва, готовая помочь в эпохах физики в 6-7-8 классах.
Галина Щербатенко, физика в 9 – 11 классах.
Евгений Холяков, история с 5 по 11 классы.
Скоро к проекту присоединятся и учителя по другим классам и предметам.
Вопросы отправляйте по адресу seyatelrdv@gmail.com 

 

   

Вальдорфская школа-сад "Солнечная Земля" г. Сочи, просит помощи!

   Сейчас открыт сбор средств на физическую лабораторию для старшеклассников!
https://planeta.ru/campaigns/schoollab
Вы можете поделиться любой суммой, а также выбрать подарок, например, керамическую тарелку, слепленную руками родителей, или проект ландшафтного дизайна, а дети получат физическую лабораторию!
С вашей помощью ребята смогут изучать:
— звуковые волны
— оптику
— механику
— астрономию
— природные явления
— электричество и магнетизм.
Если соберется сумма, больше заявленной, то можно будет:
1. Доделать игровую площадку для детского сада.
2. Докупить музыкальные инструменты для школьного оркестра.
3. Обустроить кузницу.
4. Оборудовать химическую лабораторию для школы.
Сочинская школа с радостью примет любую помощь и поддержку!


 

Воронеж приглашает в 12 класс


     Внимание, выпускники вальдорфских школ и их родители!
 Вальдорфская школа “Радуга” в Воронеже живет и развивается с 1993 года.
12 класс в нашей школе успешно работает уже несколько лет, наработана программа и опыт, которыми мы готовы делиться.
Итак, завершаем обучение по классической вальдорфской программе:
- Создаем целостную картину мира
- Связываем воедино все знания полученные за школьные годы
- Реализуем инидивидуальный проект
- Закладываем фундамент самостоятельной жизни.
Как мы решаем поставленные задачи:
- главный урок превращается в семинар по какой-либо большой теме, на котором ученики и учителя погружаются не в один предмет, а в целые области человеческих знаний:
гуманитарные науки (филология, история, философия)
- ️естественные науки (химия, биология, физика, география, астрономия)
- ️формальные науки (математика и информационные технологии).
Это три большие, увеличенные до 5 недель, эпохи. Семинарские занятия ведут не только преподаватели школы, но и приглашенные эксперты. На этих семинарах молодые люди ищут ответы на поставленные ими вопросы во всем объеме предложенного пространства, используя помощь круга специалистов. Изучая прошлое, они углубляются в задачи сегодняшнего дня, пытаются понять современный мир со всеми его политическими, экономическими и социальными кризисами и найти свое место в этом мире, в его будущем. Такая работа идет с сентября по декабрь.
Январь – плотная работа над проектом и его презентация.
Затем – эпохи, типичные для 12 класса со специалистами:
- история искусств (А.Цвелик, Москва)
- история архитектуры (В.Мещеряков, Воронеж)
- биографический семинар (С.Артамошина, Санкт-Петербург)
- эвритмия (Г.Случ, Москва)
Последние 2 месяца – усиленная подготовка к ЕГЭ.
Учебный день 12 класса: после главного урока - занятия языками, искусствами, ремеслами, физкультурой, эвритмией, возможность работы над своим проектом. И участие в живой, многоплановой жизни школы – фестивали, школьные праздники, встречи.
Также мы планируем поездки и знакомство со сверстниками и не только.
Внимание! Полное расписание будет готово в августе!
Ребята, вы можете принять участие в его формировании, если у вас есть запрос или идея, которую вы мечтаете воплотить, звоните и пишите кураторам проекта.
Итак, мы приглашаем вас участвовать в нашей работе:
- На полный учебный год (стоимость обучения 16000 руб./ мес., возможны варианты)
- Можно приехать на эпоху
- Можно присоединиться к занятиям на интересующую тему
- Можно присоединиться к поездке или тематической встрече
- Условия для иногородних (стоимость обучения, питание и проживание) можно уточнить по телефону или получить на почту!
Уважаемые ребята и родители, пишите и звоните в любое время кураторам проекта:
Наталия Николаевна Князева (дважды классный учитель, учитель математики в старшей школе, в школе 24 года) knn@drugayashkola.ru, 8-950-776-70-48;
Наталья Владимировна Долгих (учитель химии, биологии, куратор 9 класса, в школе 5 лет) natusikdolgih@mail.ru, 8-952-544-33-86.
Мы вместе сделаем этот год незабываемым!



Каталог организаций альтернативного образования России


     Проект Альтернативное образование в России предлагает нам свою платформу - каталог организаций, связанных с альтернативным образованием в России.
На безвозмездной основе.
Каталог предназначен для информирования родителей об организациях и инициативах из сферы альтернативного образования, а также для облегчения поиска возможных вариантов обучения детей.
Если ваша школа / инициатива заинтересована в расширении и привлечении новых семей в свой круг, заходите, пожалуйста на сайт и регистрируйте свою инициативу.
Ссылка для регистрации : https://alternativnoeobrazovanie.ru/



Список вальдорфских инициатив России и СНГ

   В наш адрес приходят письма от зарубежных коллег, готовых к сотрудничеству с российскими школами, и родителей, желающих найти вальдорфские инициативы в России и ближнем зарубежье.
Напоминаем, что со списком вальдорфских инициатив России и СНГ можно ознакомиться на сайте : http://prowaldorf.ru/address/?geo=ru&t=2&tab=2
Список с адресами и контактными телефонами детских садов, студий и школ поддерживается в актуальном состоянии.
В случае, если ваша инициатива сменила место, адрес электронной почты или номер телефона, а также намерена расширить свои контакты и пополнить этот список, можно обращаться к администратору сайта Алексею Жилову на : info@prowaldorf.ru



Список вальдорфских инициатив мира 

   Предлагаем вашему вниманию обновленную версию общего списка вальдорфских школ и вальдорфских детских садов по всему миру, а также учебных заведений для вальдорфских воспитателей и вальдорфских учителей. Вы можете найти список на сайте Ассоциации вальдорфских школ России, пройдя по ссылке:
http://waldorf-russia.ru/activity/news/241/
Мы просим вальдорфские детские сады, вальдорфские школы и образовательные учреждения проверить свои контактные и прочие данные и уведомить составителей об изменениях.
Для исправления или дополнения в список вальдорфских детских садов и учебных заведений по подготовке педагогов, можно обращаться сюда:
l.radysh@iaswece.org
Для исправления или дополнения в список вальдорфских школ и учебных заведений по подготовке учителей, пожалуйста, пишите сюда:
berlin@freunde-waldorf.de
Если вы хотите узнать, как может быть включена в список ваша школа, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться по адресу: berlin@freunde-waldorf.de или в Педагогическую секцию в Гетеануме paed.sektion@goetheanum.ch. Если у вас имеются вопросы о внесении в список вальдорфских детских садов, обращайтесь в Ассоциацию Международных детских садов (IASWECE) info@iaswece.org .
Благодарим за вашу помощь в обновлении!